Педагогика и образование » Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с нарушениями зрения » Сущность дифференциации обучения

Сущность дифференциации обучения

Страница 2

на детей с высоким уровнем обучаемости и т.п. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);

на учащихся с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).

II. Внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Внутренняя дифференциация не однородна. Можно выделить ее различные модификации:

1. По уровню возрастных возможностей.

Учет различий между паспортным и биологическим возрастами ребенка. Известно, что одни дети "взрослее" своих сверстников, а другие наоборот "младше". Например, мальчики в шестилетнем возрасте в среднем почти на целый год "младше" своих сверстниц девочек, но в школу принимают детей попаспортному, а не биологическому возрасту (достижение определенной степени развития костно-мышечной, нервной системы и т.д.). Это значит, что дети находятся не в равных условиях.

2. По степени обученности, уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).

3. По характеру познавательной деятельности школьников:

репродуктивный тип (от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений);

продуктивный или творческий тип (учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные поисковые и преобразующие мыслительные действия, составлять новый продукт).

Дифференцированный подход не исчерпывает все содержание индивидуализации обучения, однако его роль в реализации индивидуального подхода достаточно велика. Знание учителем методов и приемов работы с типологическими группами учащихся облегчает поиск мер индивидуального педагогического воздействия, которое должно учитывать и все другие отличия школьника. Обобщенные сведения о типических (групповых) особенностях учащихся и соответствующие методы и приемы дифферренцированного подхода в таких случаях играют роль канвы, на которой строится педагогическое воздействие.

В связи с обсуждением дифференцированного подхода необходимо выделить одно из его важных качеств – направленность. Обычно он применяется к отстающим или наиболее успевающим учащимся. В первом случае он направлен на ликвидацию отставания и соответствующее изменение положения учащихся в коллективе, во втором – на создание условий, обеспечивающих оптимальный для учащихся с более высокими учебными способностями темп развития.

Таким образом, нужно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным нейропсихологическим особенностям – один из путей реализации дифференцированного подхода к обучению детей.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учебных заведениях инновационного типа
Как уже было заявлено в начале нашей работы, изучение ценностных ориентаций не видятся нам конструктивным вне применения культурологического и системно-деятельностного подходов. На основании этого мы считаем необходимым проведением опытно- экспериментальной работы в одной из школ города Тулы- муниц ...

Особенности организации взаимодействия учителя с учащимися с учетом психологической проблемы
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса ...

Содержание и отбор материала для обучения чтению
Рассмотрим содержание обучения чтению: чему следует учить, чтобы заложить прочные основы этого вида речевой деятельности на начальном этапе. Начнем рассмотрение с лингвистического компонента, то есть букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, текста. Учащиеся усваивают буквы английско ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved 0.2072