Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня – это снижение среднего числа детей до 18 лет в расчете на одну семейную группу, а также полных и многодетных семей. По данным государственного доклада "Положение семей в РФ", с 1989 по 1994 год несколько увеличилась доля семей, имеющих несовершеннолетних детей или только одного ребенка, а также состоящих из матери (отца), ребенка и других родственников.
Согласно переписи 1989 года, в России проживает 23.5 млн. семей с детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Наиболее распространены семьи с одним ребенком (51 процент), реже – с двумя (39 процентов) и еще реже – многодетные (9.8 процентов). Микроперепись 1994 года показала, что на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала еще более явной: удельный вес однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных сократилась до 37, многодетных – до 9.4. Число детей на каждые сто семей уменьшилось за это время со 163 до 160. И все же процент домохозяйств с детьми в России остается пока по мировым меркам довольно высоким (46.6), а уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом воспроизводстве.
Тип российской семьи и отношение людей к формально-юридической стороне брака и семейной жизни продолжают претерпевать изменения, начавшиеся в период либерализации экономики. В России уместно говорить о "старении" брачности и рождаемости при широком распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков. Популярным становится "пробный" брак в возрасте 18-25 лет.
И хотя коэффициент разводимости в 1997-1998 годах уменьшился с 598 до 591 на тысячу образованных пар, треть разводов приходится на молодые супружеские пары, просуществовавшие менее 5 лет. Иными словами, семья в целом сохраняет значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт, карьеру. И подобные "подвижки" в сознании молодых людей таят в себе серьезную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или профессионального роста вместо домашнего очага и воспитания потомства часто приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. Развод родителей автоматически переводит ее в категорию "нетипичных" (в определении зарубежных авторов), то есть неполных, малообеспеченных, проблемных.
"Нетипичные" семьи в нынешней экономической ситуации фактически "повенчаны" с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные семьи живут лучше неполных, "средние" по размеру – лучше многодетных, здоровые – лучше семей с детьми-инвалидами. Материальное обеспечение остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к отметке "нищета". С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства.
Возможности ручного труда в воспитании самостоятельности
в старшем дошкольном возрасте
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благопо ...
Понятие самостоятельной работы в дидактике
Понятие самостоятельной работы в настоящее время занимает важное место в системе дидактических понятий, поэтому необходимо определить, к какой категории дидактических понятий оно относится, каково его содержание. Однако методисты еще не пришли к единому мнению по этим вопросам. Одни из них считают ...
Анализ учебных программ образовательной области «Технология»
В последнее время все шире в практику обучения внедряется новая образовательная область «Технология», воплотившая в себя идеи практического обучения детей, выдвинутые еще Я.А. Коменским, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и преломленные современностью. Этот предмет синтезирует в себе развиваемые ранее на ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.