Известно, что способность создавать и свободно оперировать пространственными образами в процессе решения прикладных задач рассматривается сегодня как одна из фундаментальных человеческих способностей, характеризующих уровень общего интеллектуального развития человека. В современных условиях развития науки и техники наблюдается устойчивая тенденция к использованию схематического представления информации, замене реальных пространственных объектов-моделями, наглядных изображений- условными обозначениями. Поэтому "для специалистов любого профиля необходимы умения создавать мысленную пространственную конструкцию объекта по его графическому представлению и умения оперировать вторичными образами". Основной школьной дисциплиной, формирующей эти умения, считается геометрия. Однако ряд исследователей констатирует, что указанная способность формируется недостаточно.
Мы считаем, что сократить существующий разрыв между возрастными требованиями к графической культуре человека и реально получаемым в школе уровнем стереометрической подготовки можно при условии формирования основных стереометрических сенсорных эталонов и технологий пространственного восприятия уже в среднем дошкольном возрасте на этапе перехода от практически-действенного к наглядно-образному мышлению.
Используя известные закономерности перцептивной деятельности (Б.Ананьев, Д.Биллс, Е.Кабанова-Меллер, И. Якиманская, Л. Якобсон и др.), приводящей к возникновению образа трехмерного объекта, представленного на плоскости и переводу пространственных представлений из мысленной сферы в реальное графическое изображение, мы осуществляем знакомство дошкольников с объемной геометрией по этапам:
1) получение простейших трехмерных геометрических эталонов (куб, параллелепипед, треугольная призма, четырехугольная призма, цилиндр) путем динамического линейного преобразования в пространстве соответствующих двумерных геометрических эталонов (квадрат, прямоугольник, треугольник, произвольный четырех угольник, круг);
2) получение простейших трехмерных геометрических эталонов (сфера эллипсоид, полусфера) путем вращения в пространстве соответствующих двумерных геометрических эталонов (круг, эллипс, полукруг);
3) получение простейших трехмерных геометрических эталонов (конус, усеченный конус) путем двойного динамического преобразования: линейного перемещения и шкалирования двумерного геометрического эталона "круг";
4) восприятие и анализ структуры сложных трехмерных тел. Элементы конструирования;
5) анализ взаиморасположения неподвижных и движущихся тел в пространстве, ориентация в пространстве;
6) восприятие и анализ двумерных моделей геометрических тел;
7) создание пространственных представлений тел по двумерным моделям;
8) оперирование пространственными образами тел: статическими и динамическими;
9) знакомство с методами плоскостного отображения трехмерных тел;
10) установление взаимосвязи между телами и их графическими изображениями;
11) установление взаимосвязей цепочки: телорисунок- двумерный чертеж- символическое условное обозначение.
Для поэтапного формирования графических образов трехмерного пространства необходимы специальные средства организации познавательной деятельности детей. Набор традиционных средств обучения стереометрии (статические модели, таблицы, слайды и др.) для это цели не подходят даже потому, что дошкольники слабо владеют навыками элементарного чтения, а также потому, что эти средства предназначены для фронтальной работы и не обеспечивают индивидуализации обучения. Главное же условие- динамические метаморфозы образов тел (см этапы 1, 2, 3, 5, 8)- не могут адекватно обеспечивать даже стандартные компьютерные средства обучения.
Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Кроме того, реализация базисной программы развития ребенка – дошкольника “Истоки” в ДОУ предусматривает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной декоративной деятельностью, основами дизайн-культуры.
Особенности и качества научного мышления учащихся
Рассмотрим основные особенности научного мышления учащихся. Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на ...
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных об ...
Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка
Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком. Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в раз ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.