Педагогика и образование » Темперамент у детей дошкольного возраста 3-5 лет » Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии

Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии

Страница 5

Душевные свойства: "флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние - спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования".

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Флегматик:

спокоен и хладнокровен;

последователен и обстоятелен в делах;

осторожен и рассудителен;

умеет ждать;

молчалив и не любит попусту болтать;

сдержан и терпелив;

доводит начатое дело до конца;

не растрачивает попусту сил;

строго придерживается выработанного распорядка жизни и работе;

легко сдерживает порывы.

4) Меланхолик. Меланхолика, считает Стендаль, отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. "Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение".

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнь, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит. Меланхолик:

стеснителен и застенчив;

теряется в новой обстановке;

затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми;

не верит в свои силы;

легко переносит одиночество;

чувствует подавленность и растерянность при неудачах;

склонен уходить в себя;

быстро утомляется;

обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;

невольно приспосабливается к характеру собеседника.

Часто в современной науке рассматривается проблема темперамента, где задаётся вопрос: "Какой вид темперамента лучше?". Ответ на этот вопрос звучит так: "Никакой!". Это связано с самой сущностью темперамента как динамической характеристики психики. Он как бы окрашивает в динамические характеристики (темп, быстрота, интенсивность, сила и т.д.) проявление свойств личности и протекания психических процессов. Таким образом, темперамент - нейтральный фактор психики.

Итак, каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства им недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.

Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Психологические условия развития диалогического общения в обучении
Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психол ...

Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Исследовательская деятельность лежит в основе научной деятельности, однако в рамках образовательного процесса данная исследовательская деят ...

Роль социального педагога в работе с детьми
Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, сп ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru