Педагогика и образование » Темперамент у детей дошкольного возраста 3-5 лет » Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии

Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии

Страница 7

активность как целенаправленная деятельность;

ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

В.С. Мерлин вводит понятие зоны неопределенности и индивидуального стиля деятельности. Зона неопределенности предполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе 1) оценки индивидуальных свойств и собственных возможностей,

2) определения рассогласования между имеющимися способами деятельности и объективными задачами,

3) учета разной степени побуждения к действию. Под индивидуальным стилем деятельности понимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.

Другое направление связано с поиском признаков наследуемости темперамента. В одной из лабораторий Психологического института РАО - в лаборатории психогенетики индивидуальности (рук. И.В. Равич-Щербо) с помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностей у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной характеристики к темпераменту.

Вариантами близнецового метода являются:

1) метод контрастных групп позволяет сравнивать моно - и дизиготных близнецов по критерию внутрипарного сходства;

2) метод контрольного близнеца (или метод близнеца-свидетеля, контроля по партнеру), когда одного близнеца из пары подвергают воздействию (экспериментальная группа), с другого - нет (контрольная группа);

3) метод разлученных близнецов, который является критическим экспериментом для проблемы "генотип - среда", поскольку позволяет обнаружить различия, детерминированные средой;

4) метод близнецовой пары - используется для углубленного изучения психологической специфики во взаимоотношениях близнецов, их микромира. И.В. Равич-Щербо отмечает, что применение близнецового метода должно учитывать возможность ошибочных суждений о том, что пренатальная среда одинакова для обоих близнецов и что такой же равной по воздействию является их внутрисемейная среда.

В лаборатории психофизиологических способностей того же института (рук. Э.А. Голубева) исследуются природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношение к темпераменту. Голубева считает, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Ею выделены следующие общие способности: общая работоспособность, непосредственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.

Непосредственная активность определяется активированностью нервной системы; опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом - инактивированностью, которая проявляется в методичности и систематичности действий. Биологической детерминантой этих типов активности является доминантность полушарий.

Люди с правополушарным доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью, высокой активированностью, развитием невербальных когнитивных функций, активированностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это - сангвиники, холерики). Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это - меланхолики, флегматики).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...

Формы работы социального педагога
Социальный педагог – специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи. Профессиональная деятельность социального педагога направлена на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности пробл ...

Формирующий эксперимент
Исходя из результатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, б ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0124