Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Проблема формирования экологических знаний у младших школьников

Проблема формирования экологических знаний у младших школьников

Страница 1

Формирование экологических знаний является одной из задач современной начальной школы. Прежде всего, дадим определение понятию «знание».

С философской точки зрения «знание» - это «проверенный общественно-исторической практикой и удовлетворенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий».

И.А. Каиров дает такое определение: «Знание учащихся – это результат педагогически направленного усвоения фактов, законов, принципов, а также зашифрованных образов явлений и предметов».

В психологии «знание» - это «результат познания действительности человеком. Знания выступают в виде усвоенных понятий, законов, принципов, а также зафиксированных образов явлений и предметов».

Психологически в основе знаний лежат процессы мышления и памяти. Истинные знания являются «результатом активного самостоятельного мышления». Знания не являются неизменными. В ходе общественно-исторической практики людей они все время развиваются, уточняются, углубляются, а иногда существенно изменяются, перестраиваются.

Знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации образовательного процесса, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе связей не образовывались пустоты. Знания должны особым способом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к усвоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способность мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформулированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Важнейшей особенностью младшего школьного возраста является формирование нового вида деятельности – учебной деятельности. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единой учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени, но и для будущего. Знания, которые дети получают в школе, имеют научный характер.

Знания, получаемые детьми в процессе обучения, должны быть полноценными. Выделим качества полноценных знаний. М.Н. Скаткин, В.В.Краевский, И.А. Каиров и другие в своих работах выделяют следующие качества полноценных знаний:

полнота;

глубина;

широта;

оперативность;

гибкость;

конкретность и обобщенность;

свернутость (развернутость);

систематичность;

осознанность;

прочность.

В педагогической литературе наиболее часто указываются такие качества знаний, как полнота, глубина, оперативность, системность, осознанность.

В своем исследовании мы будем опираться на три основные качества полноценных знаний, что в последующем и будем проверять в ходе практической деятельности: полнота, осознанность, прочность. Определим выбранные нами качества полноценных знаний.

«Полнота знаний – количество всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренное программой». О полноте знаний можно судить по тому, верно и полно ли выделены детьми признаки того или иного понятия.

Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, путем получения знаний, умения их доказывать. Мы поддерживаем мнение М.Н. Скаткина и В.В.Краевского относительно того, что первой и наиболее очевидной формой выражения осознанности знаний является умение ученика излагать знания своими словами.

«Прочность знаний – длительное сохранение полученных знаний в памяти учащихся и умение воспроизводить их и применять нужные знания в конкретной ситуации».

Исходя из определения понятия «знание», рассмотрим содержание понятия «экологические знания»

По мнению И.Д.Зверева, «экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнение окружающей среды.».

Как отмечает Т.И. Тарасова, в систему экологических знаний входят два блока:

1. Блок опорных экологических знаний:

а) знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающий среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...

Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива
Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым. Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной "кризисной точкой" - пер ...

Условия проведения логопедического массажа
Массаж можно начинать проводить с двухмесячного возраста. Массаж волосистой части головы выполняют только с полутора лет. Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через ден ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0447