Формирование экологических знаний является одной из задач современной начальной школы. Прежде всего, дадим определение понятию «знание».
С философской точки зрения «знание» - это «проверенный общественно-исторической практикой и удовлетворенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий».
И.А. Каиров дает такое определение: «Знание учащихся – это результат педагогически направленного усвоения фактов, законов, принципов, а также зашифрованных образов явлений и предметов».
В психологии «знание» - это «результат познания действительности человеком. Знания выступают в виде усвоенных понятий, законов, принципов, а также зафиксированных образов явлений и предметов».
Психологически в основе знаний лежат процессы мышления и памяти. Истинные знания являются «результатом активного самостоятельного мышления». Знания не являются неизменными. В ходе общественно-исторической практики людей они все время развиваются, уточняются, углубляются, а иногда существенно изменяются, перестраиваются.
Знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации образовательного процесса, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе связей не образовывались пустоты. Знания должны особым способом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к усвоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способность мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформулированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Важнейшей особенностью младшего школьного возраста является формирование нового вида деятельности – учебной деятельности. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единой учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени, но и для будущего. Знания, которые дети получают в школе, имеют научный характер.
Знания, получаемые детьми в процессе обучения, должны быть полноценными. Выделим качества полноценных знаний. М.Н. Скаткин, В.В.Краевский, И.А. Каиров и другие в своих работах выделяют следующие качества полноценных знаний:
полнота;
глубина;
широта;
оперативность;
гибкость;
конкретность и обобщенность;
свернутость (развернутость);
систематичность;
осознанность;
прочность.
В педагогической литературе наиболее часто указываются такие качества знаний, как полнота, глубина, оперативность, системность, осознанность.
В своем исследовании мы будем опираться на три основные качества полноценных знаний, что в последующем и будем проверять в ходе практической деятельности: полнота, осознанность, прочность. Определим выбранные нами качества полноценных знаний.
«Полнота знаний – количество всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренное программой». О полноте знаний можно судить по тому, верно и полно ли выделены детьми признаки того или иного понятия.
Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, путем получения знаний, умения их доказывать. Мы поддерживаем мнение М.Н. Скаткина и В.В.Краевского относительно того, что первой и наиболее очевидной формой выражения осознанности знаний является умение ученика излагать знания своими словами.
«Прочность знаний – длительное сохранение полученных знаний в памяти учащихся и умение воспроизводить их и применять нужные знания в конкретной ситуации».
Исходя из определения понятия «знание», рассмотрим содержание понятия «экологические знания»
По мнению И.Д.Зверева, «экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнение окружающей среды.».
Как отмечает Т.И. Тарасова, в систему экологических знаний входят два блока:
1. Блок опорных экологических знаний:
а) знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающий среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;
Индивидуальная коррекционно – воспитательная работа
В комплексе коррекционно-воспитательной работы, проводимой учителями-дефектологамн с умственно отсталыми дошкольниками, особое место принадлежит индивидуальным занятиям. В соответствии с программой им отводится половина всего рабочего времени учителя-дефектолога (12 часов из 24). Ежедневно на индив ...
Содержание и научно-методический анализ учебного материала. Блок-схема.
Основные понятия и законы. Место и роль темы в курсе физики
Тема "Основы электродинамики" занимает важнейшее место в курсе физики, на ее изучение отводится 30% от общего времени. Основы закладываются в основной школе в 8 классе. От уровня усвоения темы зависит ее дальнейшее понимание при последующем изучении, в 10 или 11 классе, в зависимости от в ...
Закрепление знания о взаимно-обратных отношениях между числами
Детей 6—7 лет знакомят не только со связями, но и с отношениями между смежными числами (на сколько одно из смежных чисел больше или меньше другого). От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, они переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материа ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.