В целях же преодоления возможных инертности, вялости, следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности - занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела. Если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать при проведении спортивных игр и упражнений.
В силу высокой ригидности, флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Их адаптация к таким условиям - затруднена. Этим детям трудно привыкать к детскому саду, к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми .
Для того, чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям родителям таких дошкольников полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, требующие общения с другими детьми и взрослыми. Такое же может проделывать и воспитатель (например, отнести сделанные игрушки в группу малышей, сходить в кабинет методиста за нужной книгой и т.п.). Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения интровертов. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного иначе период раскачки может растянуться. Ребенку флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко.
Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Всё это поможет превратить "тихоню-флегматика" в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.
В воспитании ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится, научится играть вдвоем, этот круг можно расширить. Дети со слабым типом с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от совместных игр, не разговаривают со сверстниками.
Первые дни пребывания такого ребенка в саду требуют особого внимания со стороны воспитателя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).
Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них. нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать - все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.
Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.
Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.
Надо учесть, что меланхолики - интроверты. Они чаще "общаются" с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.
У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей. Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.
Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества - чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, симпатии и др.
Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, занятиях (в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.
К одной из главных задач в исследовании темперамента можно отнести и выработку рекомендаций родителям для подготовки детей старших дошкольников к дальнейшей жизни, которая будет осуществляться уже в стенах школы. Можно порекомендовать следующее:
Возрастные особенности детей шестого года жизни
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Дети шестого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим ...
Предмет и принципы психодиагностики
Психодиагностика - это не только направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психологического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация. ...
Особенности элективных курсов по информатике, которые необходимо учитывать
при формировании профилей
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы – обязательны для старшеклассников. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.