Педагогика и образование » Исправление дефектов голосового звучания » Особенности строения голосового аппарата, основные дефекты голосового звучания и причины их развития среди учащихся среднего возраста

Особенности строения голосового аппарата, основные дефекты голосового звучания и причины их развития среди учащихся среднего возраста

Страница 2

Поверхность твердого нёба имеет большое количество нервных окончаний, воспринимающих давление звука и сигнализирующих о нем в мозг, что дает певцу возможность оценивать свой певческий настрой - свободу прохождения звука через ротоглотку, попадание его в головные резонаторы и пр.

У певцов эти ощущения называют ощущением звука в "маске" или говорят, что "звук в высокой позиции". В действительности - это оптимальное акустическое состояние голосового аппарата.

Качество звучания голоса певца зависит от многих анатомо-физиологических факторов, в том числе от формы и размеров надгортанных полостей и, в частности, нёбного свода. Нёбный свод, состоящий из твердого нёба, переходящего в мягкое, является поверхностью, отражающей звуковой поток по направлению к выходному отверстию - рту, и акустические качества этого отражателя должны соответствовать режиму работы голосовых связок. Певцы с хорошо звучащими голосами имеют высокое твердое нёбо с крутым передним сходом к зубам. Одновременно большое значение имеет соотношение длины мягкого и твердого нёба. Более выгодным для звучания оказывается тот случай, когда длина твердого неба значительно больше поглощающей поверхности мягкого нёба. Могут быть случаи, когда невыгодное строение верхнего отражающего свода или отсутствие зубов может оказаться препятствием на пути использования певческого голоса. Известны случаи, когда протезирование недостающих передних зубов приводило к восстановлению хорошего звучания.

Голоса детей существенно отличаются от голосов взрослых. Это различие особенно заметно между голосами мальчиков и мужчин.

Детские голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они беднее голосов взрослых, но обладают особой серебристостью и легкостью. Хотя голоса детей и уступают по силе голосам взрослых, но отличаются большей звонкостью и "полетностью". Такие свойства тембра как серебристость и звонкость, придают детским голосам особую прелесть. Качественные отличия детских голосов связаны с анатомофизиологическими особенностями и голосового аппарата и всего растущего детского организма.

Гортань у детей расположена высоко. Она в 2 - 2,5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. Поэтому детская гортань отличается эластичностью и большой подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки детей коротки, узки и тонки. В толще голосовых складок у ребенка до 5 лет вокальных мышц нет, только к 11-12 годам они оказываются полностью сформированными.

Приблизительно с 9-10 лет по мере развития вокальных мышц способ голосообразования начинает все больше обретать микстовый характер.

Голоса детей звучат с большей силой, обогащаются обертонами, увеличивается и диапазон. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идет интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. Тембр таких голосов становится глубже, сочнее, приобретает микстовый характер. В этот возрастной период появляется возможность увеличить силу звучания.

Период, когда подросток достигает 11-12 лет называется "предмутационным". Физический рост и рост их голосового аппарата перестает быть плавным. Внешняя непропорциональность указывает и на неравномерность внутреннего развития. Голос теряет яркость, тускнеет, немного сипит. Иногда заметна перемена в диапазоне: некоторые учащиеся, певшие свободно, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением. Все эти изменения, происходящие в результате серьезных перестроек организма и его нервной системы, могут отрицательно повлиять на певческий голос, который требует особого внимания и режима.

У школьников - участников хора часто встречаются дефекты звучания голоса. Наиболее распространенным поводом для возникновения недостатков певческого звукообразования является перенапряжение голосового аппарата. Нередко начинающие певцы поют в несвойственной их голосу тесситуре: высокой или низкой. Обладатели высоких голосов подлаживаются под низкие, поют произведения для этих голосов. Бывает и наоборот. Очень часто начинающие певцы, пытаясь увеличить свой диапазон, самостоятельно упражняются на верхних нотах, не умея ими пользоваться. Дети пытаются "перещеголять" друг друга высокими нотами, но и соревнуются в громком пении, стремясь сделать свой голос по силе больше, чем он есть на самом деле. Злоупотребление высокими нотами, пение в несвойственной тесситуре, форсировка голоса нарушают нормальную функцию голосовых органов, вызывают их перенапряжение, переутомление и приводят к заболеваниям.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Педагогическая Работа с дошкольниками на примере исследования живого уголка
С. Николаева в статье «Формирование начал экологической культуры» приводит разнообразные уроки для детей среднего дошкольного возраста. Рас ...

Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качествен ...

Идея всеобщего обучения Я.А. Коменского
Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru