Педагогика и образование » Особенности учебной мотивации учащихся гимназических классов

Особенности учебной мотивации учащихся гимназических классов

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия. В современной школьной практике мотивационному компоненту учебной деятельности уделяется меньше внимания, чем интеллектуальному. Особенно это проявляется в школах нового типа - лицеях, гимназиях в которые поступают школьники с высоким уровнем интеллекта.

Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной и зарубежной психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.

Объект исследования – учащиеся шестых классов гимназии №9.

Предмет исследования – учебная мотивация.

Целью исследования является: сравнение уровня учебной мотивации, соотношения внешней и внутренней мотивации и эмоционального отношения к учению учащихся гимназических классов и классов возрастной нормы.

Задачи

1. Проанализировать научные подходы к проблеме учебной мотивации.

2. Исследовать существующие в психологии и педагогике современные подходы к формированию учебной мотивации.

3. Изучение уровня учебной мотивации гимназических классов и классов возрастной нормы.

4. Изучение соотношения внешней и внутренней мотивации

5. Исследование взаимосвязи учебной мотивации и эмоционального отношения к учебе.

Гипотеза исследования: учебная мотивация учащихся гимназических классов характеризуется высоким уровнем познавательной активности и доминированием внутренних мотивов учения.

Методологической основой являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов.

В исследовании использовались следующие методики:

­ Прихожан А. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы.

­ Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации.

Еще по теме:

Модернизация педагогического образования Украины в контексте Болонского процесса
Стратегию развития образовательной сферы сегодня определяет недавно принятая II Всеукраинским съездом работников образования и утверждена Указом Президента Украины Л. Кучмы Национальная доктрина развития образования в ХХI веке. Международные консультанты и эксперты, приглашенные к участию в разрабо ...

Основные функции и задачи умственного воспитания
Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и свер ...

Содержание «линии задач с параметрами» в программе математики средней школы на примере учебников А.Г. Мордковича
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1142