Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия. В современной школьной практике мотивационному компоненту учебной деятельности уделяется меньше внимания, чем интеллектуальному. Особенно это проявляется в школах нового типа - лицеях, гимназиях в которые поступают школьники с высоким уровнем интеллекта.
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной и зарубежной психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
Объект исследования – учащиеся шестых классов гимназии №9.
Предмет исследования – учебная мотивация.
Целью исследования является: сравнение уровня учебной мотивации, соотношения внешней и внутренней мотивации и эмоционального отношения к учению учащихся гимназических классов и классов возрастной нормы.
Задачи
1. Проанализировать научные подходы к проблеме учебной мотивации.
2. Исследовать существующие в психологии и педагогике современные подходы к формированию учебной мотивации.
3. Изучение уровня учебной мотивации гимназических классов и классов возрастной нормы.
4. Изучение соотношения внешней и внутренней мотивации
5. Исследование взаимосвязи учебной мотивации и эмоционального отношения к учебе.
Гипотеза исследования: учебная мотивация учащихся гимназических классов характеризуется высоким уровнем познавательной активности и доминированием внутренних мотивов учения.
Методологической основой являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов.
В исследовании использовались следующие методики:
Прихожан А. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы.
Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации.
Модернизация педагогического образования Украины в контексте Болонского
процесса
Стратегию развития образовательной сферы сегодня определяет недавно принятая II Всеукраинским съездом работников образования и утверждена Указом Президента Украины Л. Кучмы Национальная доктрина развития образования в ХХI веке. Международные консультанты и эксперты, приглашенные к участию в разрабо ...
Основные функции и задачи умственного воспитания
Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и свер ...
Содержание «линии задач с параметрами» в программе математики средней школы
на примере учебников А.Г. Мордковича
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.