Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Страница 1

Анализ программ проводится с целью выявления экскурсионных форм образования по различным вариативным программам в современной начальной школе, и анализ их возможностей в процессе формирования наблюдательности у младших школьников.

Природа и люди

Автор З.А. Клепинина

Основу содержания курса "Природа и люди" составляют естественно-научные знания и методы исследования. Поэтому ведущими методами преподавания являются непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, моделирование, опыты и т.д. Видное место занимают и специфические формы организации учебной деятельности учащихся. Это экскурсии, учебные прогулки, фиксация результатов наблюдений и т.п. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности.

Курс "Природа и люди" представляет единую систему, состоящую из двух подсистем: "Я и мир вокруг" (I и II классы) и "Природоведение" (III и IV классы). Содержание подсистемы "Я и мир вокруг" представлено в таблице 1 и содержание подсистемы "Природоведение" представлено в таблице 2.

Таблица 1

Подсистема "Я и мир вокруг"

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Мир людей

По школе, по пришкольному участку, по микрорайону (селу)

Наблюдение за правилами поведения в общественных местах

Мир природы

В окружающую природу

Наблюдения за разнообразием растений и места их произрастания; за разнообразием животных и места их обитания; за природой осенью, зимой, весной, летом

Здоровье

Экскурсии в кабинет биологии

Экскурсии в окружение школы (дороги)

1. С целью уяснения роли зрения и слуха в познании окружающего мира

2. С целью наблюдения дорожных знаков, их содержания, размещения на улицах; с целью наблюдения выполнения правил в системе "дорожный знак - дорога - пешеход" и выработки у учащихся умения пользоваться советами дорожных знаков

II класс

Мир людей

Экскурсии в одно из общественных учреждений, в учреждение культуры

С целью наблюдения за трудом людей различных профессий

Мир природы

Экскурсии в природу осенью, зимой, весной; в кабинет биологии или оранжерею, или зимний сад с целью ознакомления с разнообразием комнатных растений, раннецветущими растениями; ознакомление с жизнью грачей весной; с трудом людей весной (сад, поле, парк, сквер)

Наблюдения в природе; за отношением людей к окружающей среде

Таблица 2

Подсистема "Природоведение"

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

III класс

Введение: Что такое природа

В заповедник (парк, лесопарк, лесопитомник, музей и т.п.)

С целью наблюдения многообразия растений и животных, положительного и отрицательного отношения человека к природе, результатов этого отношения; с целью наблюдения положительной природоохранной деятельности человека в природе

Неживая природа. Тела и вещества

В музей, в природу, на выставку

С целью наблюдения за разнообразием веществ в природе (на примере полезных ископаемых при наличии условий)

Летние и осенние изменения в природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения за изменением состояния леса, парка или сада в период золотой осени, а затем поздней осени

Зимние изменения в природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения состояния природы в начале и в конце зимы

Весенние изменения в природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения за изменениями в природе ранней весной и в конце весны

IV класс

Природа нашего края

Ознакомление с формами поверхности, полезными ископаемыми; ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием

С целью наблюдения за экологией, за растениями и животными около водоема

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на формирующем этапе ...

Опытно-экспериментальная работа по интеллектуальному развитию младших школьников
Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие учащиеся находятся на недостаточно высоком уровне развития интеллектуальной одаренности. В связи с этим возникла необходимость развития одаренности у младших школьников в обучении. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная ...

Особенности развития лексико-грамматического строя речи
В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса (лексического строя), формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя). Лексико-грамматический строй речи – характеризующийся единством лек ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.008