Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Страница 1

Анализ программ проводится с целью выявления экскурсионных форм образования по различным вариативным программам в современной начальной школе, и анализ их возможностей в процессе формирования наблюдательности у младших школьников.

Природа и люди

Автор З.А. Клепинина

Основу содержания курса "Природа и люди" составляют естественно-научные знания и методы исследования. Поэтому ведущими методами преподавания являются непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, моделирование, опыты и т.д. Видное место занимают и специфические формы организации учебной деятельности учащихся. Это экскурсии, учебные прогулки, фиксация результатов наблюдений и т.п. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности.

Курс "Природа и люди" представляет единую систему, состоящую из двух подсистем: "Я и мир вокруг" (I и II классы) и "Природоведение" (III и IV классы). Содержание подсистемы "Я и мир вокруг" представлено в таблице 1 и содержание подсистемы "Природоведение" представлено в таблице 2.

Таблица 1

Подсистема "Я и мир вокруг"

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Мир людей

По школе, по пришкольному участку, по микрорайону (селу)

Наблюдение за правилами поведения в общественных местах

Мир природы

В окружающую природу

Наблюдения за разнообразием растений и места их произрастания; за разнообразием животных и места их обитания; за природой осенью, зимой, весной, летом

Здоровье

Экскурсии в кабинет биологии

Экскурсии в окружение школы (дороги)

1. С целью уяснения роли зрения и слуха в познании окружающего мира

2. С целью наблюдения дорожных знаков, их содержания, размещения на улицах; с целью наблюдения выполнения правил в системе "дорожный знак - дорога - пешеход" и выработки у учащихся умения пользоваться советами дорожных знаков

II класс

Мир людей

Экскурсии в одно из общественных учреждений, в учреждение культуры

С целью наблюдения за трудом людей различных профессий

Мир природы

Экскурсии в природу осенью, зимой, весной; в кабинет биологии или оранжерею, или зимний сад с целью ознакомления с разнообразием комнатных растений, раннецветущими растениями; ознакомление с жизнью грачей весной; с трудом людей весной (сад, поле, парк, сквер)

Наблюдения в природе; за отношением людей к окружающей среде

Таблица 2

Подсистема "Природоведение"

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

III класс

Введение: Что такое природа

В заповедник (парк, лесопарк, лесопитомник, музей и т.п.)

С целью наблюдения многообразия растений и животных, положительного и отрицательного отношения человека к природе, результатов этого отношения; с целью наблюдения положительной природоохранной деятельности человека в природе

Неживая природа. Тела и вещества

В музей, в природу, на выставку

С целью наблюдения за разнообразием веществ в природе (на примере полезных ископаемых при наличии условий)

Летние и осенние изменения в природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения за изменением состояния леса, парка или сада в период золотой осени, а затем поздней осени

Зимние изменения в природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения состояния природы в начале и в конце зимы

Весенние изменения в природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения за изменениями в природе ранней весной и в конце весны

IV класс

Природа нашего края

Ознакомление с формами поверхности, полезными ископаемыми; ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием

С целью наблюдения за экологией, за растениями и животными около водоема

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Современные тенденции дошкольного образования
Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством обр ...

Социолизация ребенка на занятиях
Обычно учителя и воспитатели стараются поощрять мальчиков больше, чем девочек обращают на них повышенное внимания, прощают им то, что не простили бы девочкам. По мнению воспитателей и учителей, мальчики обладают своеобразной индивидуальностью. Мальчики выкрикивают ответ в восемь раз чаще, чем девоч ...

Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков
Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. Известно, что главная трудность в обучении гра ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0157