Педагогика и образование » Авторские школы в России во второй половине XIX века

Авторские школы в России во второй половине XIX века

Система образования на современном этапе переживает серьезные изменения, отражающие два кризиса в стране - социальный и культурный. Наряду с процессами дифференциации, индивидуализации, профилизации и регионализации в образовании, важнейшее значение приобретают интеграционные процессы в сфере общего и профессионального образования. Проявления интеграционных процессов в современной образовательной практике разнообразны. Активно проявляются интеграционные процессы там, где имеют место разнообразные формы взаимодействия учреждений науки и практики, учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня.

Интеграционные процессы характерны не только для современного этапа развития общего и профессионального образования. Ярким примером проявления интеграции в образовательной практике являются авторские школы, функционировавшие в 1920-30-е годы. История отечественной педагогики периода 20-30-х гг. XX века содержит много теоретических идей и педагогических новаций, которые не были востребованы педагогической наукой длительное время, так не были в полной мере изучены педагогические идеи, предложенные коллективами авторских школ.

Авторские школы 20-30-х гг. XX века сыграли позитивную роль в развитии отечественной системы образования. В тяжелейших условиях гражданской войны, экономической разрухи и детской беспризорности педагогическими коллективами авторских школ разрабатывались программы по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Особый исследовательский интерес представляет деятельность школ таких замечательных педагогов, как Л. Н. Толстой, С. А. Рачинский, Н. Ф. Бунаков, Н. Корф и др.

Авторские школы данного периода представляли собой систему образовательно-воспитательных учреждений, осуществлявших профессиональную ориентацию и подготовку своих воспитанников. Деятельность учреждений такого типа отвечала следующим целям:

- целостности системы образования, т.е. интеграция всех ее подсистем, это способствовало достижению конечной цели - развитию творческой личности;

- преемственности системы образования, всех ее звеньев и подсистем;

- непрерывности образования, которая осуществлялась "вертикальной" интеграцией, обеспечивавшей поступательное развитие личности и преемственность ее общего и профессионального образования, и "горизонтальной" интеграцией, координировавшей структуры на различных уровнях образования;

- ориентированности педагогического процесса на личность учащегося.

Деятельность авторских школ определялась следующими задачами: исследование проблем воспитания и образования молодежи; изучение вопросов общественно-полезной деятельности школ; изучение форм и методов организации детской среды. Поэтому на первое место были выдвинуты вопросы школьного самоуправления, вопросы общественно-политического образования для старшеклассников, и наиболее важная сторона - культивирование активного проявления детской общественной деятельности, выводящей детей за стены школы, связывающей их с окружающим миром и позволяющей осознать свое участие в окружающей жизни.

Для решения названных задач авторские школы систематизировали и вели научную разработку материалов, полученных в процессе педагогической работы с детьми, устную и печатную пропаганду результатов своей работы среди учащихся, населения и работников просвещения.

Деятельность авторских школ 20-30-х гг. XX века имеет ряд особенностей:

* разнообразие форм организации учебной и внеклассной работы;

* развитие творческой инициативы личности ребенка;

* альтернативный подход к общепринятым школьным нормам, стремление поставить в центр педагогического процесса личность ученика, его потребности и интересы;

* привлечение учителей к научно-исследовательской работе.

значение авторская школа толстой рачинский

Еще по теме:

Мыслительная деятельность как основа интеллектуальных способностей младших школьников
Интеллектуальные способности младших школьников и не только их, но и любого индивидуума, – это способности к продуктивной мыслительной деятельности. Чтобы понять это, попробуем разобраться, что же такое мышление, как психологическая категория. Наше познание объективной действительности начинается с ...

Коррекционно-развивающее обучение и его место в современной школе
В современной педагогике все более прочные позиции занимает коррекционно-развивающее обучение. Однако до настоящего момента у педагогов отсутствует четкое представление о контингенте детей, которому оно адресовано, о его содержании и месте в современной школе. В данной статье мы попытаемся в общих ...

Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных об ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0668