Родная культура - это неотъемлемая часть души ребенка, начало - порождающее личность. В настоящее время общество, государство ищет основу, основополагающую идею воспитания. Считаем, что при этом следует опираться в первую очередь на свои истоки, постепенно возрождая «национальную память», актуализируя ценность старинных праздников, фольклора, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с народностью русского народа, ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Считаем, что в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками необходимо широко использовать потенциал народного воспитания. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, опыт народного воспитания, аккумулированный в сказках, былинах, сказаниях, загадках, песнях является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Исследуя данную проблему, считаем целесообразным обратиться к наследию ведущих отечественных ученых, исследователей, педагогов, в частности – великого русского писателя, педагога Л.Н. Толстого. Он не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовывал их на практике. Целью исследования определили: изучить и выявить актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы.
Объект исследования: педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Предмет исследования: народное воспитание в наследии Л.Н.Толстого.
Задачи:
1. изучить проблему народного воспитания в истории отечественной педагогической мысли;
2. выявить основные особенности и средства народного воспитания;
3. рассмотреть и выявить актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого на народное воспитание на современном этапе развития образования;
4. экспериментально проверить эффективность использования средств народной педагогики в начальной школе.
Методологические основы исследования составили принципиальные положения отечественной педагогики, педагогические труды К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С. Макаренко.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого - педагогической и методической литературы; методики изучения усвоения учебного материала, метод экспертной оценки достижений учащихся, методы математической обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: МБ ОУ Ризоватовская СОШ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыта проблема народного воспитания в психолого-педагогической и методической литературе, охарактеризованы средства народного воспитания в педагогике, рассмотрены взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школе в 60—70-е годы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены народные традиции в наследии Л.Н.Толстого.
Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности
Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. При всей кажущейся привлекательности этой точки ...
Программированное обучение
Теория программированного обучения начала развиваться в 40-50 гг. XX в. в США, затем в Европе. Она дала импульс к развитию технологии обучения, к разработке теории и практики технически сложных обучающих систем. Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение ...
Принцип преемственности как
основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в
современной системе образования
В современной системе образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность – основное условие существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе. Проблема прее ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.