Родная культура - это неотъемлемая часть души ребенка, начало - порождающее личность. В настоящее время общество, государство ищет основу, основополагающую идею воспитания. Считаем, что при этом следует опираться в первую очередь на свои истоки, постепенно возрождая «национальную память», актуализируя ценность старинных праздников, фольклора, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с народностью русского народа, ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Считаем, что в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками необходимо широко использовать потенциал народного воспитания. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, опыт народного воспитания, аккумулированный в сказках, былинах, сказаниях, загадках, песнях является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Исследуя данную проблему, считаем целесообразным обратиться к наследию ведущих отечественных ученых, исследователей, педагогов, в частности – великого русского писателя, педагога Л.Н. Толстого. Он не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовывал их на практике. Целью исследования определили: изучить и выявить актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы.
Объект исследования: педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Предмет исследования: народное воспитание в наследии Л.Н.Толстого.
Задачи:
1. изучить проблему народного воспитания в истории отечественной педагогической мысли;
2. выявить основные особенности и средства народного воспитания;
3. рассмотреть и выявить актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого на народное воспитание на современном этапе развития образования;
4. экспериментально проверить эффективность использования средств народной педагогики в начальной школе.
Методологические основы исследования составили принципиальные положения отечественной педагогики, педагогические труды К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С. Макаренко.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого - педагогической и методической литературы; методики изучения усвоения учебного материала, метод экспертной оценки достижений учащихся, методы математической обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: МБ ОУ Ризоватовская СОШ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыта проблема народного воспитания в психолого-педагогической и методической литературе, охарактеризованы средства народного воспитания в педагогике, рассмотрены взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школе в 60—70-е годы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены народные традиции в наследии Л.Н.Толстого.
Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
На основе анализа педагогической теории и практики нами были выделены следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: 1)функционирование лаборатории педагогов, мотивированных к преподаванию элективного курса «Основы научно – исследовательской дея ...
Концепция поддержки и развития детского чтения
В современной России заметна мировая тенденция падения интереса к чтению, которая особенно остро проявилась в детской и юношеской средах. Требуется осуществление культурной политики, предполагающей систему долговременных усилий, направленных на стимулирование читательской активности младших поколен ...
Понятие преемственности
в подготовке ребенка к школе
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интелл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.