Педагогика и образование » Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений » Методики исследования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Методики исследования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Страница 1

Для исследования системы ценностных ориентации подростков нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), разработанная в 1973 году и адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым. В нашем исследовании использовалась форма "Е", модифицированная Д.А. Леонтьевым. Методика основана на приеме прямого ранжирования терминальных (ценностей - целей) и инструментальных ценностей (ценностей - средств). Испытуемому предъявлялись два списка по 18 ценностей в каждом, отпечатанные на листах бумаги в алфавитном порядке, и предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18 по степени их субъективной важности. Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6), индифферентные, безразличные (с 7 по 12) и отвергаемые, незначимые (с 13 по 18 ранги иерархии).

Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим рангом приписывался вторичный ранг 1, следующей 2 и т.д. Результатом этой процедуры являлась групповая иерархия ценностных ориентации, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты.

К качественным результатам (непараметрическим), полученным по методике Рокича (ценностные ориентации), невозможно применять статистические методы, которые используются к количественным (числовым) показателям. Для непараметрических данных использовался типологический анализ: процедура кластерного анализа. Данный метод анализа позволяет разбить изучаемую совокупность объектов на группы «схожих» объектов, которые и будут кластерами. При типологическом анализе учитывалось Евклидово расстояние и использовался метод полной связи.

Для исследования родительского отношения нами был использован тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал (см. Приложение 1).

Ценностно-смысловой аспект подростков исследовался с использованием теста смысложизненных ориентации (СЖО) (см. Приложение 3), разработанного и адаптированного Д.А. Леонтьевым на основе теста PIL (PIL -Purpose in Life) Дж. Крамбо (J.S. Crumbaugh) и Л. Махолика (L.T. Maholick). Методика была создана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии в 1964г. Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) и пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Обучение математике в старшей группе детского сада
«Программой воспитания в детском саду» в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, пр ...

Общие требования к методам производственного обучения
Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения. Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям: Воспитывающий характер производственного обучении; политехническая направленность производственно ...

Аспекты инновационного развития высшего образования
В настоящее время наша страна характеризуется рядом процессов, происходящих в экономической и социальной среде. Данные процессы связаны с переходом к наукоёмким технологиям и развитием системы высшего образования. Данная система нацелена на переход к личностно ориентированной подготовке кадров. Одн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2195