Педагогика и образование » Развитие одаренности младших школьников в обучении » Особенности обучения одаренных детей младшего школьного возраста

Особенности обучения одаренных детей младшего школьного возраста

Страница 1

Одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников, и это означает, что для их обучения необходимы специальные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического «среднего» ученика.

Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым к обучению этой категории учащихся. Этим и определяется перечень требований к построению программ обучения для одаренных детей.

Каждый отдельный школьный предмет представляет собой, как правило, более или менее замкнутое целое со своим особым материалом, изучаемым безотносительно к материалу другого предмета. Как указывает А.И. Доровский, «содержание же каждого учебного предмета представлено большим или меньшим количеством тематических разделов, в основном достаточно самостоятельных и не связанных между собою внутренними содержательными связями».

Тематические разделы могут охватывать более или менее широкое содержание, хотя в любом случае содержательные границы тематических разделов достаточно жесткие и узкие. Содержание же каждого тематического раздела пестрит, как правило, большим количеством фактического материала, подлежащего усвоению, а также включает информацию о тех или иных правилах и закономерностях, иногда обобщениях и теориях. Такой способ организации содержания хорошо отвечает основной задаче традиционного обучения – усвоению знаний, умений и навыков.

При этом, многопредметность с ее раздробленностью и отсутствием содержательного взаимодействия между предметами не способствует развитию целостного миропонимания и системного мышления. Как пишет А. З. Зак, «типичный способ построения содержания обучения той или иной дисциплины также не может способствовать такому развитию. В результате ярко выраженная потребность одаренного ребенка в целостном, глобальном взгляде на мир, постижении «форм в их цельности и индивидуальности» вступает в противоречие с особенностями содержания школьного обучения, изучаемого в школе».

Интерес таких детей к «универсальному и общему», абстрактным идеям и теориям остается фактически за рамками школьной программы. Уже этого может быть достаточно, чтобы обучение стало для ребенка скучным и бесплодным. Важный шаг в решении возникающих проблем – «расширение», раздвижение содержательных рамок, т. е. переход к более крупным содержательным единицам вместо традиционных «тематических разделов» как способу организации содержания обучения по предметам. Практически любая интересующая ребенка тема и дисциплина может быть включена в изучаемое содержание обучения, если оно организовано по принципу крупных содержательных единиц.

Таким образом, можно сформулировать четыре важных принципа организации содержания обучения для одаренных школьников:

Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.

Крупные содержательные единицы, изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.

Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Психологические системы, лежащие в основе модульного обучения
Технология модульного обучения получила огромную популярность среди европейских развитых стран. Но что лежит в основе этой системы обучения ...

Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах
Подготовительным этапом над сочинением является работа над связностью текста. Она проводится как на уроках чтения, так и на уроках русского ...

Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru