Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы

Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы

Сокрушительное развитие науки и техники, колоссальное убыстрение темпа жизни ведут к тому, что этого детского мира становится все меньше - не количественно, допустим, а качественно,- детство делается всё короче, словно вырождается. И очень часто родители, да и педагоги хватаются за раннее развитие, ранний уход детей в школу, как можно, более раннее поступление в институт, а уже учась в вузе, в шестнадцать-семнадцать лет и опыт рабочий надо успеть как-то приобрести, - без всего этого получается и жизни дальнейшей, видимо, не будет…А будет ли тогда, в этом могучем убыстрении, у стремительно взрослеющего ребенка время остановиться: прислушаться к совету взрослого, прочитать не триллер и бестселлер в магазине или в транспорте, а книгу, оставляющую след в душе, и осмыслить потом чью-то просьбу о помощи, протянуть участливую руку попавшему в беду, вникнуть в ситуацию или событие общественной значимости, дать брошенному животному пищу и кров, просто из вежливости уступить место старику или хотя бы с сожалением заметить сломанную ветку дерева.

Но Пушкин, Блок, Толстой, как и герои его «Войны и мира» были людьми долгого детства. Хотя, вероятно, и это не аргумент. Гении есть гении, Наташа Ростова - просто вымышленное лицо, а современные люди привыкли спешить жить. Однако, если мы обратимся к документам - дневникам, письмам, - рисующим нравственную и духовную жизнь передовой части русского общества, то увидим, что «долгое детство» сыграло явственную роль в нравственном становлении реальных и, в сущности, обыкновенных людей, которым мы, живущие сейчас, обязаны тем, что столько времени черпаем из их литературных творений прекрасные мысли и чувства, вместе с их героями учимся сами и учим наших детей совершать благородные поступки, вместе с передовыми писателями, поэтами идем путем познания духовной жизни и нравственной культуры России. И если, именно, в детстве (пусть оно будет, по-настоящему, долгим) у детей не свершатся многие подлинные переживания, не произойдут всплески настоящих волнений и не придет осознание жизни всех людей как чуда, значит, не родятся истинные чувства любви, дружбы, взаимопомощи, взаимопонимания, благодарности, да, собственно, и все прочие чувства, о которых мечтаем мы, задумываясь о нравственности детей.

Все это стало определяющим в выборе темы нашего исследования «Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы».

Объект исследования: процесс приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях ДОУ

Предмет исследования: методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников.

Цель: определение методики формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы.

Для достижения цели нами выдвигается гипотеза о том, что осуществлять формирование нравственных чувств у старших дошкольников эффективнее при:

- определении содержания средств художественной литературы для формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста;

- организации целесообразных педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;

- разработке содержания методики формирования нравственных чувств средствами художественной литературе в ДОУ и семье;

- организации поэтапной воспитательной и формирующей деятельности, и включение в нее детей старшего дошкольного возраста;

- повышении уровня представлений детей о нравственных чувствах через дополнительное чтение подобранных детских художественных произведений, стихов, пословиц, потешек, имеющих прямую связь с жизненными нравственными ситуациями;

- организации знакомства с общими правилами поведения детей, воспитателей и родителей в процессе организованного просветительского сотрудничества педагогов с родителями.

Задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;

дать определения основным понятиям научно-исследовательской работы для дальнейшего формирования нравственных чувств дошкольников средствами художественной литературы;

выявить имеющийся уровень сформированности нравственных чувств у старших дошкольников;

на основе результатов констатирующего эксперимента определить методику формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы;

организовать формирующий эксперимент и сделать основные выводы.

дать методические рекомендации по организации нравственного воспитания, используя средства детской художественной литературы, родителям и педагогам ДОУ.

Методы исследования: словесные, наглядные, экспериментальные, эмпирические, поисковые.

Практическая значимость нашего исследования заключается в повседневном использовании предложенной нами методики формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования заслушаны на родительском собрании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» Муниципального образования Кавказского района (ст. Казанская, ул. Московская 83).

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23 общеразвивающего вида»

Еще по теме:

Формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности
Чем старше становится ребенок, тем все большее место в его жизни и большую роль в его развитии начинает играть специальная деятельность - у ...

Анализ программ по литературному чтению
Чтение является одним из разделов программы по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Основные положения программы, ...

Межшкольный учебный комбинат как элемент института образования
Рассмотрение Межшкольного Учебного Комбината №1 (МУК–1) целесообразно проводить через призму тех теоретико-методологических подходов, котор ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru