Сокрушительное развитие науки и техники, колоссальное убыстрение темпа жизни ведут к тому, что этого детского мира становится все меньше - не количественно, допустим, а качественно,- детство делается всё короче, словно вырождается. И очень часто родители, да и педагоги хватаются за раннее развитие, ранний уход детей в школу, как можно, более раннее поступление в институт, а уже учась в вузе, в шестнадцать-семнадцать лет и опыт рабочий надо успеть как-то приобрести, - без всего этого получается и жизни дальнейшей, видимо, не будет…А будет ли тогда, в этом могучем убыстрении, у стремительно взрослеющего ребенка время остановиться: прислушаться к совету взрослого, прочитать не триллер и бестселлер в магазине или в транспорте, а книгу, оставляющую след в душе, и осмыслить потом чью-то просьбу о помощи, протянуть участливую руку попавшему в беду, вникнуть в ситуацию или событие общественной значимости, дать брошенному животному пищу и кров, просто из вежливости уступить место старику или хотя бы с сожалением заметить сломанную ветку дерева.
Но Пушкин, Блок, Толстой, как и герои его «Войны и мира» были людьми долгого детства. Хотя, вероятно, и это не аргумент. Гении есть гении, Наташа Ростова - просто вымышленное лицо, а современные люди привыкли спешить жить. Однако, если мы обратимся к документам - дневникам, письмам, - рисующим нравственную и духовную жизнь передовой части русского общества, то увидим, что «долгое детство» сыграло явственную роль в нравственном становлении реальных и, в сущности, обыкновенных людей, которым мы, живущие сейчас, обязаны тем, что столько времени черпаем из их литературных творений прекрасные мысли и чувства, вместе с их героями учимся сами и учим наших детей совершать благородные поступки, вместе с передовыми писателями, поэтами идем путем познания духовной жизни и нравственной культуры России. И если, именно, в детстве (пусть оно будет, по-настоящему, долгим) у детей не свершатся многие подлинные переживания, не произойдут всплески настоящих волнений и не придет осознание жизни всех людей как чуда, значит, не родятся истинные чувства любви, дружбы, взаимопомощи, взаимопонимания, благодарности, да, собственно, и все прочие чувства, о которых мечтаем мы, задумываясь о нравственности детей.
Все это стало определяющим в выборе темы нашего исследования «Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы».
Объект исследования: процесс приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях ДОУ
Предмет исследования: методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников.
Цель: определение методики формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы.
Для достижения цели нами выдвигается гипотеза о том, что осуществлять формирование нравственных чувств у старших дошкольников эффективнее при:
- определении содержания средств художественной литературы для формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
- организации целесообразных педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;
- разработке содержания методики формирования нравственных чувств средствами художественной литературе в ДОУ и семье;
- организации поэтапной воспитательной и формирующей деятельности, и включение в нее детей старшего дошкольного возраста;
- повышении уровня представлений детей о нравственных чувствах через дополнительное чтение подобранных детских художественных произведений, стихов, пословиц, потешек, имеющих прямую связь с жизненными нравственными ситуациями;
- организации знакомства с общими правилами поведения детей, воспитателей и родителей в процессе организованного просветительского сотрудничества педагогов с родителями.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
дать определения основным понятиям научно-исследовательской работы для дальнейшего формирования нравственных чувств дошкольников средствами художественной литературы;
выявить имеющийся уровень сформированности нравственных чувств у старших дошкольников;
на основе результатов констатирующего эксперимента определить методику формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы;
организовать формирующий эксперимент и сделать основные выводы.
дать методические рекомендации по организации нравственного воспитания, используя средства детской художественной литературы, родителям и педагогам ДОУ.
Методы исследования: словесные, наглядные, экспериментальные, эмпирические, поисковые.
Практическая значимость нашего исследования заключается в повседневном использовании предложенной нами методики формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования заслушаны на родительском собрании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» Муниципального образования Кавказского района (ст. Казанская, ул. Московская 83).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23 общеразвивающего вида»
Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной
мотивации учения
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения. Отнош ...
Методика проведения музыкально-дидактической игры и драматизации на уроке
музыки
1 Класс. Музыкальная кисть. Цель игры — развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников. Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером. Музыкальный репертуар: Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсон ...
Планирование работы по изучению данного раздела
Планирование создает предпосылки для своевременного материального обеспечения учебного процесса. Создается возможность установления межпредметных и внутрипредметных связей. Оно помогает согласовывать работу учителей предметников. Позволяет эффективно подводить итоги учебного плана. Облегчает контро ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.