Нравственное воспитание представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное воздействие на человека, в частности, на ребенка дошкольного возраста. Это и формирование основ моральных качеств растущего человека, и успешное представление педагогом понятий, на основе которых ребенок совершит поступки, соответствующие нормам и интересам общества, и зарождение глубоких нравственных чувств, и накопление ребенком положительного опыта в поведении с окружающими, и его личное отношение ко всем сферам общественной, духовной и практической жизни на земле.
В психологической и общественной литературе дается следующее определение нравственности. «Нравственность – один из основных способов регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Исследования психологов, педагогов и ученых показывают, что именно дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками впервые устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством педагога приобретают доброжелательный характер и у детей возникает, например, чувство товарищества и дружбы».
Ежедневным, кропотливым трудом в детском учреждении педагог создает – уникальную базу качеств, чувств, стремлений, отношений, инициатив и действий у каждого конкретного ребенка, причем в содружестве с родителями. Работая и изучая психолого-педагогическую литературу, постоянно вдумываясь в различные результаты исследований ученых, двигаясь, возможно, сквозь строй ошибок личным творческим путем, и согласуя свой опыт с классическим педагогическим опытом, современный педагог находит множество необходимых средств для формирования нравственных чувств у детей.
«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, в обществе она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности.
Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определенный отрезок времени и с помощью определенной совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью. И точнее, нравственность это не цель, а идеал – регулятивный принцип и масштаб оценки человеческого поведения».
Для замечательного педагога Сухомлинского нравственность не просто нормы, правила и отношения между людьми. Например, ребёнок совершил добрый поступок: кому-то помог или отказался от какого-то удовольствия ради товарища, у которого больна мама. Хорошо ли это? Для Сухомлинского этого мало. Самое важное - что чувствует при этом ребенок? Счастлив ли он, что сделал доброе? Находит ли он радость в самом делании добра и нуждается ли он сам прекрасных чувствах сопереживания, сострадания, или делает что-то только, чтоб поступок заметили, а его самого отметили, похвалили? Для педагога Сухомлинского важно вызвать у ребенка не просто отношение к кому-то или чему-то, а само волнение, переживание, связанное с собственным добрым поступком. Переживаемое маленьким человеком запоминается и срастается с ним. Иначе, по Сухомлинскому, воспитание становится формальным, т. е. абсолютно лишенным силы, никаким.
Значение строительных игр для развития детей старшего дошкольного возраста
В строительных играх детей старшей группы происходят существенные изменения, отличающие их от игр детей младшей и средней групп. Игры детей шестого года жизни отличаются более широкими и разнообразными замыслами. В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализац ...
Общие сведения о высшем образовании в Бельгии
За образование в Бельгии отвечают французское, фламандское и немецкое сообщества. Обучение обязательное и бесплатное для всех детей в возрасте с 6 до 16 лет и в вечерних школах до 18 лет. Неграмотность практически ликвидирована. Половина бельгийских детей посещают частные школы, большая часть из ко ...
Описание профессионального поля сферы услуг
До сих пор слово «профессия» употребляется так, будто все одинаково понимают этот термин. На самом деле этого нет. Во–первых, для обозначения предмета, который нас интересует, существует много разных слов. Во–вторых, даже если мы остановимся на слове «профессия», то оно в речевой русскоязычной прак ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.