Педагогика и образование » Анимация как средство развития культуры досуга подростков » Потенциал анимации как средства развития культуры досуга подростков

Потенциал анимации как средства развития культуры досуга подростков

Страница 1

В последнее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации подросткового досуга выделилась педагогическая анимация, которая, по существу, объединяет различные формы досуговых занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. д.).

Никитский М.В. в работе «Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности» дает определение: «понятие «анимации» имеет латинское происхождение (anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Термин «анимация» появился впервые в начале ХХ в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству».

Шульга И.И. («Педагогическая анимация в практике социального воспитания за рубежом») поясняет, что данная форма организации досуга подростков пришла к нам из за рубежа. В зарубежных источниках отсутствует единое понятие профессии аниматора. Французское “animateur” переводится как вдохновитель, побудитель к какой-либо деятельности. В «Словаре педагогического языка» П. Фулькье аниматор – это «социальный работник, призванный развивать общественно-воспитательную, культурную и спортивную деятельность».

Анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с людьми в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

И.И. Шульга («Педагогическая анимация как социокультурный и психолого-педагогический феномен») в своих исследованиях приводит анализ различных подходов к определению понятия «анимация»: «как социальное явление педагогическая анимация - это часть культурной и воспитательной системы общества, которая закреплена в виде особой модели организации различных видов социально-одобряемого досуга разных возрастных, социальных и национальных групп.

Рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении, можно выделить несколько видов анимации:

- анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении в сочетании с приятными переживаниями;

- анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми интересными людьми, обмен жизненным опытом, в открытии внутреннего мира людей и познание себя через общение;

- анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой;

- культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество».

М.К. Смит («Аниматоры, анимация, обучения и изменения») призывает исследователей «смотреть глубже» в изучении явления анимации: «иногда термин «аниматор» переводится как модератор, фасилитатор или мотиватор, что не в полной мере раскрывает его значение. В изначальном смысле, как он представлен у Аристотеля, термин «анимация» может переводиться как «оживление» или «одухотворение». Последний также – как дух, дыхание и жизнь. М.К. Смит пишет, что в первом случае можно говорить об оживлении движущихся картинок, а во втором – о «вдыхании жизни» во что-либо. Он отмечает, что эта идея скрыто присутствует у многих практикующих аниматоров, которые используют термин «анимация», потому что он имеет значение «вдыхать жизнь», «вдохновлять» и т.д. А один из итальянских исследователей писал, что анимация – это «социальная практика, направленная на осознавание и развитие подавленного, невостребованного и скрытого потенциала индивидов, малых групп и сообществ»».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Методика использования наглядности
Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графи ...

Формирование двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из сторон – физическое образование, под которым понимается «системное усвоение ...

Способы разрешения конфликта
Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. Нежностью легко удается разрядить обст ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru