Педагогика и образование » Анимация как средство развития культуры досуга подростков » Потенциал анимации как средства развития культуры досуга подростков

Потенциал анимации как средства развития культуры досуга подростков

Страница 1

В последнее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации подросткового досуга выделилась педагогическая анимация, которая, по существу, объединяет различные формы досуговых занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. д.).

Никитский М.В. в работе «Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности» дает определение: «понятие «анимации» имеет латинское происхождение (anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Термин «анимация» появился впервые в начале ХХ в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству».

Шульга И.И. («Педагогическая анимация в практике социального воспитания за рубежом») поясняет, что данная форма организации досуга подростков пришла к нам из за рубежа. В зарубежных источниках отсутствует единое понятие профессии аниматора. Французское “animateur” переводится как вдохновитель, побудитель к какой-либо деятельности. В «Словаре педагогического языка» П. Фулькье аниматор – это «социальный работник, призванный развивать общественно-воспитательную, культурную и спортивную деятельность».

Анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с людьми в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

И.И. Шульга («Педагогическая анимация как социокультурный и психолого-педагогический феномен») в своих исследованиях приводит анализ различных подходов к определению понятия «анимация»: «как социальное явление педагогическая анимация - это часть культурной и воспитательной системы общества, которая закреплена в виде особой модели организации различных видов социально-одобряемого досуга разных возрастных, социальных и национальных групп.

Рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении, можно выделить несколько видов анимации:

- анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении в сочетании с приятными переживаниями;

- анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми интересными людьми, обмен жизненным опытом, в открытии внутреннего мира людей и познание себя через общение;

- анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой;

- культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество».

М.К. Смит («Аниматоры, анимация, обучения и изменения») призывает исследователей «смотреть глубже» в изучении явления анимации: «иногда термин «аниматор» переводится как модератор, фасилитатор или мотиватор, что не в полной мере раскрывает его значение. В изначальном смысле, как он представлен у Аристотеля, термин «анимация» может переводиться как «оживление» или «одухотворение». Последний также – как дух, дыхание и жизнь. М.К. Смит пишет, что в первом случае можно говорить об оживлении движущихся картинок, а во втором – о «вдыхании жизни» во что-либо. Он отмечает, что эта идея скрыто присутствует у многих практикующих аниматоров, которые используют термин «анимация», потому что он имеет значение «вдыхать жизнь», «вдохновлять» и т.д. А один из итальянских исследователей писал, что анимация – это «социальная практика, направленная на осознавание и развитие подавленного, невостребованного и скрытого потенциала индивидов, малых групп и сообществ»».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта
В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых). В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в введении Министер ...

Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Теория А. С. Макаренко непосредственно вырастала из практики: на протяжении 16 лет он талантливо и п ...

Основные направления коррекционно-логопедической работы
Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и сем ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.019