Педагогика и образование » Современные формы образовательной поддержки социально-проектной деятельности старших подростков » Социальные проекты старших подростков

Социальные проекты старших подростков

Страница 1

В настоящее время, несмотря на государственный заказ, государственные и корпоративные программы поддержки социальных проектов школьников, отсутствует единая норма организации такого рода проектов.

Тема социального проектирования сегодня обсуждается как актуальная и в сфере образования, и в сфере молодежной политики. В настоящее время существует государственный заказ на применение проектных форм организации образования детей и подростков: создаются специально предназначенные для этого государственные структуры, агентства, разыгрываются гранты на лучшие проекты. В красноярском крае существует несколько конкурсов проектов для школьников, таких как «Я-гражданин России», «Сто классных проектов». Среди заказчиков на создание совместных детско-взрослых проектов появляются крупные корпорации, например «Юкос», «Русал». Однако этот заказ оформлен на языке социальной политики, о том, как проектирование устроено внутри, никто не говорит. С нашей точки зрения, старшеклассники в массовых практиках в принципе ничем не управляют, они только организуют (создание такого объекта, которым смогут управлять другие), иногда руководят (вся деятельность заключается в распределение обязанностей и построении иерархии структуры). Управленческая позиция, как было показано нами в первой главе, предполагает удержание целостности ситуации, в которой совершается действие, ее контекста, постановку собственной цели, способность изменять траектории управляемых объектов под эти цели. Как правило, в социально-проектной деятельности цель ставиться не школьниками, но зачастую даже и не педагогом, работающим с ними. В итоге ни педагог, ни подростки не управляют, управление осуществляется извне, субъект управления, как правило, вовсе отсутствует. При условии, что управленческой позиции в проектной деятельности нет, задача исследовать объективную структуру той ситуации, в которой осуществляется пробное действие, просто не ставится. В итоге подростки не осуществляют проектирования, получается, что они занимаются организационным планированием (решением шаблонных задач по шаблонным схемам, независящим от содержания проблемы, на решение которой претендуют авторы проекта). В этой ситуации получается, что и подростку, и самому педагогу, работающему с ним сложно поставить предельно небанальную цель. Несмотря на то, что заказ на социальное проектирование существует и в системе образования и в сфере молодежной политики, большинство образовательных программ в крае ориентированно лишь на обучение технологии проектирования и на руководство существующими проектами, либо на выстраивание редуцированных имитационных форм (содержание проектной деятельности небезразлично, но оно практически навязывается вместе с готовой структурой управления).

Наиболее популярна, в особенности в корпоративных программах (например, грантовый конкурс «Сто классных проектов» компании «Русский Алюминий») импортированная с Запада форма волонтёрства.

В России понятие социально значимой проектной деятельности часто склеивается с понятием волонтерства. Слово волонтер произошло от французского «volontaire», которое в свою очередь произошло от латинского «voluntarius», и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. В Россию понятие волонтерства было перенесено из США. В Америке, как правило, волонтеры – замужние женщины, уже вырастившие своих детей, занимающиеся волонтерством для удовольствия и разнообразия в жизни. Это своего рода «профессиональные» волонтеры. Есть и другой тип волонтерства – семейное, оно является частью жизни всей семьи. Развитие волонтерства зависит от традиций и культуры определенной страны. В Америке люди занимаются волонтерством от избытка времени и чувства социальной ответственности за место, где они живут. Немаловажно и то, что США – страна иммигрантов, которым, при поселении на территорию страны, приходилось ценить общежитие, коммунальность по отношению к коренным жителям и другим иммигрантам.

По мнению А.А. Зиновьева общность и коммунальность в России сейчас отсутствует, ее уничтожили коммунистические годы. Социальные связи, на которых держится общность, разорваны. Зиновьев отмечает, что «коммунистические социальные отношения есть в любом обществе, в том числе и на Западе, они всеобщи и универсальны, их наличие обусловлено лишь самим фактом, что достаточно большое количество людей вынуждено жить совместно в течение достаточно долгого времени (это, например, объединение людей в группы, государство с его учреждениями и массами чиновников, отношения начальствования и подчинения и т.д.)».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования ...

Содержание работы социального педагога коррекционной школы по формированию здорового образа жизни учащихся
Сформированность здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет зд ...

Проблемные ситуации на уроках технологии
Наиболее важным моментом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Само по себе проблемное задание служит лишь базой, осн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru