Педагогика и образование » Современные формы образовательной поддержки социально-проектной деятельности старших подростков » Социальные проекты старших подростков

Социальные проекты старших подростков

Страница 1

В настоящее время, несмотря на государственный заказ, государственные и корпоративные программы поддержки социальных проектов школьников, отсутствует единая норма организации такого рода проектов.

Тема социального проектирования сегодня обсуждается как актуальная и в сфере образования, и в сфере молодежной политики. В настоящее время существует государственный заказ на применение проектных форм организации образования детей и подростков: создаются специально предназначенные для этого государственные структуры, агентства, разыгрываются гранты на лучшие проекты. В красноярском крае существует несколько конкурсов проектов для школьников, таких как «Я-гражданин России», «Сто классных проектов». Среди заказчиков на создание совместных детско-взрослых проектов появляются крупные корпорации, например «Юкос», «Русал». Однако этот заказ оформлен на языке социальной политики, о том, как проектирование устроено внутри, никто не говорит. С нашей точки зрения, старшеклассники в массовых практиках в принципе ничем не управляют, они только организуют (создание такого объекта, которым смогут управлять другие), иногда руководят (вся деятельность заключается в распределение обязанностей и построении иерархии структуры). Управленческая позиция, как было показано нами в первой главе, предполагает удержание целостности ситуации, в которой совершается действие, ее контекста, постановку собственной цели, способность изменять траектории управляемых объектов под эти цели. Как правило, в социально-проектной деятельности цель ставиться не школьниками, но зачастую даже и не педагогом, работающим с ними. В итоге ни педагог, ни подростки не управляют, управление осуществляется извне, субъект управления, как правило, вовсе отсутствует. При условии, что управленческой позиции в проектной деятельности нет, задача исследовать объективную структуру той ситуации, в которой осуществляется пробное действие, просто не ставится. В итоге подростки не осуществляют проектирования, получается, что они занимаются организационным планированием (решением шаблонных задач по шаблонным схемам, независящим от содержания проблемы, на решение которой претендуют авторы проекта). В этой ситуации получается, что и подростку, и самому педагогу, работающему с ним сложно поставить предельно небанальную цель. Несмотря на то, что заказ на социальное проектирование существует и в системе образования и в сфере молодежной политики, большинство образовательных программ в крае ориентированно лишь на обучение технологии проектирования и на руководство существующими проектами, либо на выстраивание редуцированных имитационных форм (содержание проектной деятельности небезразлично, но оно практически навязывается вместе с готовой структурой управления).

Наиболее популярна, в особенности в корпоративных программах (например, грантовый конкурс «Сто классных проектов» компании «Русский Алюминий») импортированная с Запада форма волонтёрства.

В России понятие социально значимой проектной деятельности часто склеивается с понятием волонтерства. Слово волонтер произошло от французского «volontaire», которое в свою очередь произошло от латинского «voluntarius», и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. В Россию понятие волонтерства было перенесено из США. В Америке, как правило, волонтеры – замужние женщины, уже вырастившие своих детей, занимающиеся волонтерством для удовольствия и разнообразия в жизни. Это своего рода «профессиональные» волонтеры. Есть и другой тип волонтерства – семейное, оно является частью жизни всей семьи. Развитие волонтерства зависит от традиций и культуры определенной страны. В Америке люди занимаются волонтерством от избытка времени и чувства социальной ответственности за место, где они живут. Немаловажно и то, что США – страна иммигрантов, которым, при поселении на территорию страны, приходилось ценить общежитие, коммунальность по отношению к коренным жителям и другим иммигрантам.

По мнению А.А. Зиновьева общность и коммунальность в России сейчас отсутствует, ее уничтожили коммунистические годы. Социальные связи, на которых держится общность, разорваны. Зиновьев отмечает, что «коммунистические социальные отношения есть в любом обществе, в том числе и на Западе, они всеобщи и универсальны, их наличие обусловлено лишь самим фактом, что достаточно большое количество людей вынуждено жить совместно в течение достаточно долгого времени (это, например, объединение людей в группы, государство с его учреждениями и массами чиновников, отношения начальствования и подчинения и т.д.)».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. ...

Общая характеристика страны
Что такое 24 часа в жизни Франции? Это - 2083 новорожденных, 108 пар, подписавших Pacs (брачный договор), 550 пластических операций, 14 мил ...

Современные технологии обучения физике
Научная основа традиционного обучения - ассоциативно-рефлекторная теория (концепция). Согласно этой теории, усвоение знаний, формирование у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved