Педагогика и образование » Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации. По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения- все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

С нарушениями в формировании связной речи приходится встречаться разным специалистам: логопедам, дефектологам, школьным педагогам, работникам дошкольных учреждений разного профиля. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются системные речевые нарушения.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Недоразвитие связной речи отмечается у всех категорий аномальных детей: у детей, страдающих олигофренией; задержкой психического развития; с тяжелыми первичными нарушениями речи.

Актуальность исследований, направленных на изучение этих дефектов, определяется ролью языка и речи и их значением в психологическом развитии ребенка.

Дети, с клиническим диагнозом умственная отсталость, как правило обучаются в коррекционных школах VIII вида. Большую половину учащихся составляют дети с легкой степенью умственной отсталости – дебильностью.

Нарушения речи детей данной категории носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности.

Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Предметом исследования в работе стала взаимосвязь уровня интеллектуального развития и связной речи учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида.

В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что уровень развития связной речи ребенка связан с уровнем его интеллектуального развития; и т.к. у детей с нарушением интеллекта нарушены все познавательные процессы, то нарушение речи данной категории детей носит системный характер.

Объектом исследования стали особенности связной речи учащихся младших классов коррекционной школы VІІІ вида.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь развития связной речи от уровня интеллектуального развития учащихся коррекционной школы VІІІ вида.

Задачи исследования:

-систематизировать знания по данной проблеме по источникам психологической и дефектологической литературы.

-подобрать методики для выявления уровня познавательного и речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

-провести логопедическую работу по формированию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

-проанализировать полученные результаты.

При проведении исследования нами были использованы следующие методы:

- организационные (изучение историй развития детей, медицинской и педагогической документации)

- теоретические (изучение специальной литературы)

- эмпирические

- интерпретационные

Методики, используемые в данной работе, и полученные в ходе исследования данные имеют практическое значение, они могут быть использованы логопедами и преподавателями в коррекционной работе с детьми, имеющими диагноз умственная отсталость.

Исследование проводилось на выборке из 10 учащихся 1-2х классов коррекционной школы VІІІ вида г. Кимовска.

Еще по теме:

Проблемные ситуации на уроках технологии
Наиболее важным моментом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Само по себе проблемное задание служит лишь базой, основой проблемности. Учащийся может, например, из опыта знать ответ на поставленный в задании вопрос, и в таком случае проблемная ситуация не возникнет. Или задан ...

Организация работы. Методы и приемы обучения. Формирование навыков учебной деятельности
Занятия по математике проводятся еженедельно, начиная с сентября, в определенный день недели. Продолжительность занятий — 20 мин. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. В средней группе необходимо ограничиться работой только по 2 темам. В отдельных случая ...

Основные правила использования проблемных ситуаций на занятиях по труду в средней школе
Существуют различные способы создания проблемных ситуаций: побуждение учащихся к выявлению несоответствий между изучаемыми предметами, явлениями; использование затруднений практического характера, для преодоления которых необходимы новые знания и трудовые умения; создание ситуаций выбора фактов, пр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.2088