Дети часто читают или слышат от учителя словосочетания золотая осень, сердитая зима, злой мороз, красное лето, но не используют их в своих ответах. Если систематически включать в урок упражнения на сопоставление слов, употребленных в прямом и переносном смысле (например, золотая осень и золотое изделие, седой туман и седые волосы, сердитая зима и сердитый человек, красное лето и красная лента и др.), дети научатся понимать и правильно употреблять их при описании наблюдаемых в природе явлений.
Активизации мыслительной деятельности детей способствует решение логических задач. Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о сезонных явлениях в природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Решая логические задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, построение умозаключения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Логические задачи можно использовать как в процессе экскурсий и прогулок с целью поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения замечать происшедшие изменения, так и в беседе, обобщающей наблюдения детей.
В данной работе мной была предложена система коррекционно-педагогической работы с детьми ЗПР по изучению сезонных изменений в природе в структуре занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Система коррекционной работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершенность каждого вида работы, мониторинг результатов, совместную деятельность детей и взрослых, что позволяет успешно решать следующие образовательные задачи:
формировать у детей знания о временах года, их последовательности, характерных признаках;
знакомить с названиями месяцев;
знакомить с трудом людей в разные времена года;
расширять и активизировать словарь детей, развивать связную речь;
развивать познавательный интерес к природе;
коррекционные задачи:
учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;
учить сравнивать и обобщать результаты наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
развивать восприятие, внимание, память;
воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать экологическое сознание детей.
На основе наблюдений и экскурсий ученики усваивают порядок чередования времен года, названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать смежные (осень—зима, зима—весна) и противоположные (весна—осень, лето—зима) времена года. В первый год обучения учащиеся проводят длительные наблюдения за одними и теми же объектами, знакомятся с изменениями, происходящими в природе по сезонам, приучаются выделять преимущественно последовательные связи и устанавливать с помощью учителя элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, делать простейшие выводы и обобщения. В последующие годы обучения ставится задача не только расширить круг представлений учащихся о сезонных изменениях в природе, ко и помочь выделять и осознавать определенные закономерности в жизни природы, что способствует развитию связной речи учащихся. Если сначала при описании сезонных изменений в природе учащиеся применяют в основном простые распространенные предложения, то на втором или третьем году обучения они все чаще обращаются к сложноподчиненным предложениям. В этот период дети могут уже самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять о них связный рассказ, опираясь на опорные слова или план.
В процессе наблюдений за сезонными изменениями в природе школьники знакомятся с некоторыми видами растений и животных, с условиями, необходимыми для жизни растений (например, с зависимостью роста растений от внешних условий: тепла, света, влаги, состояния почвы), с изменениями в жизни растений и животных в разные времена года.
Основные понятия активных форм обучения
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ученику необходимо войти в этот мир. Одна из главных проблем современного обуче ...
Наркомания и алкоголизм – болезни души
С конца 1980-х годов в России резко упала рождаемость, а с начала 90-х выросла смертность, что было связано, прежде всего, с отменой госмонополии на алкоголь. Две трети смертей в России можно было бы предотвратить, если исключить из жизни общества алкоголь и табак. Миллионы людей во всём мире страд ...
Возможные профессиональные деформации личности андрагога
Прежде всего, хотелось бы отметить, что андрагогика связана с образованием и самообразованием самым непосредственным образом: в современном социуме самообразование (причём, на всех уровнях) всё больше становится одним из важнейших принципов гармоничного развития личности, её благополучия во всех сф ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.