Педагогика и образование » Работа с младшими школьниками с задержкой психического развития » Особенности организации педагогического процесса с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Особенности организации педагогического процесса с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Страница 5

Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, необходимо предъявлять постоянно возрастающие требования к их умению наблюдать, увеличивая долю самостоятельности в ведении наблюдений, повышая требования к доказательности и обоснованности ответов. Большие возможности для такой работы предоставляют систематические долгосрочные наблюдения за природными явлениями.

Если систематические наблюдения за зимующими птицами будут организованы в течение всей зимы, учащиеся к концу года научатся не только узнавать и правильно называть птиц, прилетающих к кормушке, но и будут знать, какой корм они любят. На следующий год осенью учащиеся на экскурсиях в природу начнут собирать семена диких растений для подкормки птиц. Такая работа позволит детям проявлять действенную помощь зимующим птицам, что окажет положительное влияние на воспитание у детей любви к природе.

На обучающих уроках особое внимание надо уделять методике проведения беседы по вопросам. Формулировкой вопросов надо заинтересовать даже крайне пассивных детей. Поэтому среди трудных вопросов должны встречаться и легкие. Такое чередование вопросов заставит быть внимательными всех учащихся класса.

С самого начала обучения детей необходимо приучать обосновывать свой ответ (обычно учитель просит доказать или объяснить, почему ученик так думает). Дети приобретают навык совместного обдумывания, когда учитель, оценивая ответ одного ученика, спрашивает, как думают другие.

Такую работу полезно проводить с картинками. Учитель предлагает из ряда картинок (первоначально из трех, изображающих разные периоды осени) выбрать ту, которая соответствует периоду, наблюдаемому в природе, а ученик должен обосновать свой выбор. Такая ситуация, когда от ученика требуется обоснование, доказательство, благоприятно влияет на усвоение сложных грамматических конструкций.

Обычно детям довольно трудно бывает определить промежуточные периоды между весной и летом, осенью и зимой, зимой и весной. Для того чтобы облегчить учащимся усвоение соответствующих знаний, можно провести ту же игру, используя другие картинки, изображающие одну ситуацию в разные времена года. Например, на трех разных картинках нарисованы дети, собирающие в лесу сначала подснежники, затем грибы и, наконец, опавшие листья. Показав картинки, учитель предлагает внимательно рассмотреть их, сравнить и объяснить, какое время года изображено на каждой картинке.

С распределением картинок, изображающих резко отличающиеся сезоны, дети обычно справляются легко. Однако объяснение, почему та или иная картинка относится к данному сезону, им недоступно.

Дети, как правило, описывают выбранную картинку, используя простые, чаще нераспространенные предложения, но не говорят, почему она относится к зиме или лету.

На первых этапах обучения речь детей бедна и однообразна. Они употребляют неточные выражения, часто дополняют свой рассказ мимикой, жестами, обращают внимание на несущественные детали. В то же время в высказывании ощущается недосказанность. Имея знания, необходимые для ответа, дети часто не могут сформулировать свою мысль, найти подходящие слова. Отмечаемые у учащихся трудности в построении высказываний диктуют необходимость ставить на уроке специальную учебную задачу — обучение построению высказывания. Как правило, этому виду работы отводится ведущее место в обучении письменной речи. Специально организованные наблюдения учащихся в природе, работа по обобщению наблюдений должны стать подготовительным этапом к письменным работам учащихся на соответствующие темы.

Систематическая работа над оформлением высказываний учащихся, требование обоснованности ответов позволяет достичь значительных результатов в развитии устной речи учащихся, в обогащении ее сложными синтаксическими конструкциями (сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями).

Чрезвычайно важно приучать учащихся к точности в употреблении слов при ответе, в использовании выразительных средств языка, что, в свою очередь, обеспечивает закрепление знаний, полученных на уроках чтения.

Если дети хорошо читают, можно предложить им выбрать из списка глаголов те слова, которые наиболее точно выражают состояние наблюдаемого явления природы

Дождь — моросит, идет, льет .

Снег — пошел, повалил, посыпал .

Снежинки — падают, порхают, кружатся, вьются .

Полезна работа по подбору слов из двух столбиков слов, обозначающих предметы и действия этих предметов, или их признаки.

При составлении рассказов о погоде, об отличительных признаках времен года учащиеся используют определенный круг слов — наименований, которые определяют содержание и последовательность высказывания Приведенный ниже в качестве примера список опорных слов содержит определения, обычно используемые детьми при составлении рассказа на тему «Погода сегодня» и синонимы, которые следует активно вводить в их словарь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Формирование представлений о диких животных у детей дошкольного возраста
У дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдель ...

Обучение сравнению размера предметов
В I и начале II квартала упражнениям в сравнении размера предметов отводится небольшая часть занятий, при этом они чаще увязываются с работ ...

Возможности применения Sales Expert в обучении
Чтобы отслеживать множество параметров процесса продаж и контролировать деятельность вовлеченных в нее субъектов, необходим специальный инс ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru