Педагогика и образование » Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани » Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Страница 4

Наиболее эффективны игры с небольшим числом участников, так как ведущий уделяет им максимум внимания, а сами школьники полнее проявляют себя. В то же самое время в таких играх возможен более серьезный выход на профориентационную проблематику.

Трудность организации игры с целым классом не столько в умении ведущего поддерживать игровую дисциплину (сама динамика игры не позволяет отвлекаться), сколько в характере самой игры. Только легкие и понятные игры с доступными инструкциями и обширным профессиографическим материалом приносят успех делу.

Динамическим стержнем игры выступает игровой конфликт, который не следует путать с межличностным. Игровой конфликт строится на часто встречающемся несоответствии «хочу» (желаний, профессиональных интересов, склонностей, целей), «могу» (возможности реализации профессиональных целей) и «надо» (реальных потребностей общества). Реализуется он через игровые роли и правила, что надо обеспечивать оптимальный и не травмирующий эмоциональный фон игры. Сами игровые роли бывают внешними (заданными ведущим) и внутренними (например, при борьбе мотивов, установок, ценностей).

Профориентационная игра должна моделировать (отражать) процесс профессионального самоопределения учащихся. В качестве одного из вариантов модели такого процесса может быть использована общая схема построения личного профессионального плана (ЛПП).

Важнейшее значение при этом имеет ценностно - нравственная ориентация учащегося, которая пронизывает буквально все компоненты личного профессионального плана. Тип той или иной профориентационной игры определяется тем, насколько полно и непротиворечиво в ней отражается система компонентов этого плана.

В организационном, игротехническом отношении профориентационная игра рассматривается, как форма взаимодействия преподавателя (ведущего) и учащегося, направленного на творческое решение смоделированных в ней профориентационных проблем. Сам процесс игры предполагает деятельность в двуплановой ситуации, где, с одной стороны, осуществляются реальные действия участников (речь, эмоции, поступки), а с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер (вымышленный, иногда фантастический сюжет, необычные роли и т.д.) При этом условность игровой ситуации, безграничная по форме, по содержанию, должна соотноситься с реальными жизненными проблемами. Интерес к игре, часто определяется тем, насколько необычная ситуация позволяет по-новому взглянуть на привычное и даже уже успевшее надоесть учащимся при традиционном рассмотрении.

Профессиональное самоопределение является центральным механизмом становления личности старших подростков и результатом личностного развития: только достаточно зрелая личность может принять самостоятельное решение, сделать выбор, найти свое место в системе социальных и профессиональных отношений.

Чтобы молодой человек мог самоопределиться в профессиональном плане, он должен обладать высоким уровнем личностного развития - комплексом личностных качеств и определенными ценностными ориентациями, потребностями и т.п.

Работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации. Необходимо включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе.

Профессиональное самоопределение - это своеобразное определение пути следования по направлению к профессиональной реализации, что во многом определяет свою социальную реализацию. От выбора профессии зависит благополучие человека. Выбор профессии - сложный и длительный процесс.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Растения: разновидности и уход
В уголке живой природы хорошо приживаются обитатели тропических лесов и болот: бегония, бальзамин, фикус, традесканция; выносливые растения пустынь: амариллис, кливия, кринум, алоэ, филлокактус, хлорофитум; некоторые субтропические: герань, аспидистра. Эти комнатные растения украшают помещения и в ...

Индивидуальная коррекционно – воспитательная работа
В комплексе коррекционно-воспитательной работы, проводимой учителями-дефектологамн с умственно отсталыми дошкольниками, особое место принадлежит индивидуальным занятиям. В соответствии с программой им отводится половина всего рабочего времени учителя-дефектолога (12 часов из 24). Ежедневно на индив ...

Формы и виды обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Формы обучения бывают конкретными (у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0315