Педагогика и образование » Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани » Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Страница 1

За последние годы в нашей стране значительно расширилась профориентационная практика, обнаружившая слабую эффективность традиционных ее форм и методов. В этой ситуации необходим постоянный поиск новых способов работы, что предполагает в первую очередь изменение позиций самих профориентаторов, развитие творческих способов взаимодействия с учащимися, направленных на преодоление пассивности школьников в профессиональном самоопределении.

Опыт проведения занятий по профориентации с учащимися свидетельствует о том, что большинство школьников и учителей проявляют особый интерес к профориентационным играм.

Чем же это объясняется?

Во — первых, игра позволяет значительно активизировать учащихся на профориентационных занятиях, поднять их интерес к проблемам профессионального самоопределения, превратить из пассивных объектов в активных субъектов профессионального самоопределения.

Во - вторых, в игре профориентационный материал можно представлять в наглядной, предметной форме, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию.

В-третьих, в игре изменяются взаимоотношения педагога и учащегося, поднимаясь на уровень творческого сотрудничества, а сам учитель быстрее совершенствует свое мастерство.

Прежде, чем перейти к определению специфики профориентационной игры, необходимо вспомнить, что возникновение игровой деятельности имеет культурно- историческую основу, она изначально связана с трудом. Еще Г.В. Плеханов писал, что «игра-дитя труда». На важное значение игры в подготовке ребенка к трудовой жизни указывали Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко.

Знакомство с разными видами трудовой и профессиональной деятельности еще не обеспечивает полноценного самоопределения личности. Поэтому специалисты должны больше формировать у подростков умение самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные планы и жизненные перспективы. Современная профориентационная игра отвечает этой задаче. Она не только знакомит учащихся с миром профессий, дает возможность пробовать и развивать свои профессиональные способности в разных ситуациях, но и готовит школьников к самому выбору, формирует у них умение ориентироваться в мире профессий.

Специфика профориентационной игры - в моделировании (отражении, воспроизведении) самого процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения. От того, что именно отражает игра, какие она моделирует проблемы, зависит, в какой степени она является профориентационной. В этом плане условно можно выделить несколько типовых игр, используемых в настоящее время в профориентационной работе.

Первый тип - это игра «заигрывание», практически не затрагивающая профориентационные вопросы (тренинг общения, игры на внимание, на память, на смекалку и т.д.) Школьники воспринимают их как развлечения. Педагогу - профориентологу такие игры помогают наладить контакт с учениками, сделать занятия интересными, и в этом их польза. Примерами таких игр служат психотехнические игры, предназначенные для подготовки к соревнованиям спортсменов [Н.В. Изен, Ю.В. Пахомов], или игры, направленные на формирование культуры общения .

Второй тип - это наиболее широко представленные в практике профориентационной работы игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности. Игры данного типа подразделяются на две группы:

1. Ознакомительные с особенностями различных профессий, с их требованиями к человеку, а также с историей тех или иных профессий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Типы школ
К середине ХХ в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и свое ...

Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов
Введение в практику обучения образовательных стандартов во многом меняет методику, средства проверки и оценки результатов обучения. Приняты ...

Самостоятельная работа как основная составляющая педагогических технологий
Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятель ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru