Педагогика и образование » Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани » Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Страница 2

2. Пробные, тренинговые, направленные на самопознание (ребята пробуют себя в игровых профессиональных ситуациях, а по мере возможности и развивают профессионально важные качества).

При разработке ознакомительных игр учитывают четыре психологических признака труда: сознание его общественно значимой цели, обязательности, владение внешними и внутренними средствами труда и ориентировка в производственных отношениях. Можно также пользоваться известной многим профориентаторам «формулой профессии», где выделяются цели, предмет, орудие и условия труда.

В играх второго типа чаще всего моделируются производственные отношения, общение. Тем самым они компенсируют недостаток академических занятий, в ходе которых трудно имитировать предметную, содержательную сторону трудового процесса. Строго говоря, эти игры не являются собственно профориентационными, так как не отражают специально поставленную проблему самого профессионального выбора. Но поскольку выбор профессии предполагает и знание своих профессионально важных качеств, и знаний мира профессий, то проводить их весьма полезно. Рекомендуются следующие ознакомительные игры: «Ассоциации», «Стажеры инопланетяне», «Угадай профессию», «Завод», «Музей», «Остров» (частично), «Лабиринт», «Аукцион», «Защита проектов», игры - «Путешествие в мир профессий», игры - викторины по типу КВН, треиииговые игры: «Вакансия», «Новичок-наставник», «Универмаг», «Служба быта», «Парикмахерская», «Школа», «Вокзал».

Третий тип - игры, моделирующие сам процесс выбора профессии, построение личного профессионального плана (ЛПП), профессиональных и жизненных перспектив. В качестве модели таких игр служит система основных факторов выбора профессии [Е.А. Климов], где ЛПП намечается с учетом профессиональных склонностей, способностей, уровня притязаний, информированности о мире профессий, позиции товарищей и родителей, а также учителей и профконсультантов, как выразителей общественных интересов.

Другой моделью третьего типа выступает общая схема построения личного профессионального плана, включающего:

1) представление о роли труда и жизни (ценностно-нравственный аспект выбора профессии);

2) дальнюю профессиональную цель (мечту), согласованную с другими целями жизни (семьей, досугом и т.п.);

2) ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели);

4) резервные варианты и их иерархию;

5) познание профессий и соответствующих учебных заведений;

6) познание своих возможностей для достижения целей, т.е. реальную оценку внутренних и внешних факторов выбора профессии;

7) знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способ работы над собой;

8) реальную подготовку к достижению целей,

9) частичную реализацию ЛПП или его отдельных компонентов, что важно для постоянной корректировки и уточнения ЛПП в ходе пробных поисковых действий;

10) другой профессиональный выбор, построение нового ЛПП (в случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям).

Важно подчеркнуть, что данная модель профориентационных игр включает и модели других игр, поэтому игры третьего типа - собственно профориентационные. Примерами таких игр являются: «Профконсультация», «Защита профессии перед родителями», «Приемная комиссия». Эти игры позволяют выявить индивидуальную логику развития профессиональных намерений, склонностей, интересов с точки зрения развития личности.

Четвертый тип - ценностно - ориентационные игры, отражающие ту нравственную позицию школьников, на фоне которой происходит выбор профессии. Построить модель четвертого типа наиболее сложно, так как она включает понятия «Счастье» и «Смысл жизни». Общим ориентиром для педагога должно служить положение о том, что счастье в наиболее полной самореализации личности, в совершенствовании и раскрытии сущностных сил человека, а достигается это, главным образом, в труде, имеющем общественную значимость и приносящем удовлетворение самому человеку.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Педагогика нового времени и вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической науки
Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории. Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ, разрабатывавший многие ...

Технология педагогического общения
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организо ...

Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка
Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником его психического развития. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2205