В условиях современного общества, новых социально-экономических отношений, создания рынка труда, возрастают требования к кадрам. От них требуется высокий профессионализм, компетентность, качество выполнения трудовых обязанностей, конкурентоспособность, профессиональная мобильность, творческий подход к трудовой деятельности.
Это обуславливает необходимость существенного повышения качества подготовки специалистов, ускорение темпов их профессионального становления. Социологические исследования показывают, что современные старшеклассники слабо подготовлены к профессиональному самоопределению. Около 50% выпускников школ не имеют осознанных профессиональных намерений и не готовы к выбору будущей профессии. Поэтому подготовка учащихся к профессиональному самоопределению является важной педагогической задачей. Российская академия образования одной из задач своей научно-исследовательской деятельности определила разработку проблем профессионального самоопределения молодежи в современных социально-экономических условиях.
На сегодняшний момент сложилась такая ситуация, что специалистов, работающих с энтузиазмом и любовью к своей профессии, становится все меньше. В основном интерес нынешний молодежи к тем профессиям, которые более престижны и более оплачиваемы. Порой они даже не задумываются, куда поступить учится, а просто делают выбор в пользу самой «раскрученной» специальности. В этом можно легко убедиться, посмотрев рейтинги специальностей в Интернете, на которые подается больше всего заявлений из года в год.
Причина сложившейся ситуации, неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.
Необходимо в современных общеобразовательных школах формировать интерес школьников к профессии еще раньше, нежели когда уже стоит вопрос ребром: куда идти?
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый находится в своих заблуждениях, неопределенности, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки престижных профессий. Но если включать в учебную программу профориентацию в более ранним возрасте, то возможно к юношеству школьники сформируют свои интересы и им будет легче сделать выбор профессии.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Трудно не согласиться с Н.С. Пряжниковым: психолого-педагогическая помощь подростку при выборе профессии должна заключаться в создании условий для самостоятельного решения. Помочь подросткам «примерить на себя» тот или иной вид профессиональной деятельности, разобраться в правилах выбора профессии, на наш взгляд, помогут профориентационные игры.
Все это определяет актуальность темы данного исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение учащихся.
Объект исследования - профессиональная ориентация учащихся в средней образовательной школе.
Предмет исследования: влияние профориентационных игр на профессиональное самоопределение учащихся.
В соответствии с поставленной целью, нами были определены следующие задачи:
1). Определить степень разработанности данной проблемы в педагогической теории и практике.
2). Раскрыть сущность понятия «Профессинальное самоопределение», «Профориентационная игра».
3). Разработать методику применения профориентационных игр на уроках технологии.
4). Разработать планы - конспекты профориентационных занятий для контрольного и экспериментального классов.
5). Провести эксперимент по оценке эффективности влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников.
Гипотеза данного исследования – применение профориентационных игр на уроках технологии положительно влияет на эффективность профессионального самоопределения школьников.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют: положения диалектико-материалистической теории познания; философские положения о социальной природе психической деятельности человека; ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования; положение о деятельности как способе реализации личности в труде.
В основе нашего исследования лежат личностно-ориентированный, деятельностный и системный подходы.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и определении следующих понятий: «профессиональное самоопределение», «профориентационная игра».
Практическая значимость ВКР в том, что содержащиеся в ней положения и выводы, а так же методика применения профориентационных игр и планы - конспекты занятий, могут быть использованы студентами технологического факультета при прохождении педагогической практики в школах, а также и учителями технологии в их практической работе.
Экспериментальное исследование влияния профориетационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводилось на базе МОУ СОШ № 32 г. Магнитогорска.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В работе представлено 13 таблиц и 9 гистограмм.
Сущность мотивации
Не смотря на постоянные усилия по выяснению природы потребностей, содержание этого понятия остается весьма неопределенным. Необходимо помнить, что понятие потребности вводится как теоретический конструкт для объяснения активности живых существ. В психологии давно произошел отказ от взглядов на мышл ...
Особенности восприятия
детьми формы предметов и геометрических фигур
Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их сво ...
Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не толь ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.