Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Общее понятие микроклимата как более частное понятие социально-психологического климата

Общее понятие микроклимата как более частное понятие социально-психологического климата

Страница 1

Определение социально психологического климата, данное А.В. Петровским достаточно широко и относится к общему понятию. Данный термин используется для определения общности любого порядка, т.е. и к обществу в целом и к школе. Словом "микроклимат" мы будем обозначать социально - психологический климат малой группы, в данном случае - школьного класса.

Если рассмотреть чисто географический термин климат, то он лучше всего подходит к рассматриваемому социально - психологическому понятию: климат - это тепло и холод, соотношение ясных и пасмурных дней, в целом микроклимат можно определить как погоду в доме.

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Благоприятный микроклимат - это следствие, результат сплочения коллектива. Сплачивать классный коллектив легче, прежде всего, где идет целенаправленная работа на организацию школьного самоуправления - организации гуманистических отношений, которые организуются в процессе деятельности всего коллектива в целом.

Микроклимат, как и любой другой изучаемый вопрос имеет двойственную, противоречивую природу: одновременно и объективный факт (то, что происходит в реальной жизни класса) и субъективный образ (то, как воспринимает эти отношения конкретный школьник.

[В основе микроклимата лежат два краеугольных камня: "Я" и "Другой". Если "Я" это конкретный ученик, то вот "Другими", по отношению к нему могут быть сверстники, конкретный учитель, преподающий предмет в данном классе, так и классный руководитель, а так же их родители. Но для подростка наиболее важными "Другими" являются его сверстники. Тогда можно сделать следующий вывод, что микроклимат воспринимается через призму взаимоотношений с конкретными одноклассниками и классом в целом. Тогда с точки зрения этого школьника, микроклимат его класса зависит от ответов на следующие вопросы:

Как конкретные одноклассники и класс в целом относится ко мне?

(связка "Другой→Я".)

Образует ли класс некую общность ("МЫ"), в которой я чувствую себя частью.

(связка "Другой↔Я".)

Как я отношусь к конкретным одноклассникам и к классу в целом?

(связка "Я→Другой".)

Этим видам отношений соответствуют определенные компоненты микроклимата. Перечислим и рассмотрим их подробнее.

Прежде всего, психологическая комфортность школьника в классе зависит от того как к нему относятся одноклассники.

Признаки психологической защищенности, ее качественные стороны имеют довольно широкие рамки: от уверенности подростка в том что его не обидят в классе, до непосредственной помощи в трудный момент со стороны одноклассников.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе ДОУ № 32 «Рябинушка». В эксперименте принимали участие 2 группы детей в возрасте 5,5 - 6 лет – экспериментальная и контрольная. Количество детей каждой группы – 20 человек. Гипотеза исследования: целенаправленная организация изобразительн ...

Опытно-экспериментальная работа по проблеме воспитания трудолюбия младших школьников
На основе вышеизложенного проводился эксперимент на базе начальной школы – детского сада № 3 города Кизела. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 «Б» класса, работающие по традиционной программе (Плешаков А.А. «Окружающий мир»). Эксперимент включал в себя три компонента: 1.Констатирующий эксп ...

Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решен ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0313