Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Общее понятие микроклимата как более частное понятие социально-психологического климата

Общее понятие микроклимата как более частное понятие социально-психологического климата

Страница 1

Определение социально психологического климата, данное А.В. Петровским достаточно широко и относится к общему понятию. Данный термин используется для определения общности любого порядка, т.е. и к обществу в целом и к школе. Словом "микроклимат" мы будем обозначать социально - психологический климат малой группы, в данном случае - школьного класса.

Если рассмотреть чисто географический термин климат, то он лучше всего подходит к рассматриваемому социально - психологическому понятию: климат - это тепло и холод, соотношение ясных и пасмурных дней, в целом микроклимат можно определить как погоду в доме.

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Благоприятный микроклимат - это следствие, результат сплочения коллектива. Сплачивать классный коллектив легче, прежде всего, где идет целенаправленная работа на организацию школьного самоуправления - организации гуманистических отношений, которые организуются в процессе деятельности всего коллектива в целом.

Микроклимат, как и любой другой изучаемый вопрос имеет двойственную, противоречивую природу: одновременно и объективный факт (то, что происходит в реальной жизни класса) и субъективный образ (то, как воспринимает эти отношения конкретный школьник.

[В основе микроклимата лежат два краеугольных камня: "Я" и "Другой". Если "Я" это конкретный ученик, то вот "Другими", по отношению к нему могут быть сверстники, конкретный учитель, преподающий предмет в данном классе, так и классный руководитель, а так же их родители. Но для подростка наиболее важными "Другими" являются его сверстники. Тогда можно сделать следующий вывод, что микроклимат воспринимается через призму взаимоотношений с конкретными одноклассниками и классом в целом. Тогда с точки зрения этого школьника, микроклимат его класса зависит от ответов на следующие вопросы:

Как конкретные одноклассники и класс в целом относится ко мне?

(связка "Другой→Я".)

Образует ли класс некую общность ("МЫ"), в которой я чувствую себя частью.

(связка "Другой↔Я".)

Как я отношусь к конкретным одноклассникам и к классу в целом?

(связка "Я→Другой".)

Этим видам отношений соответствуют определенные компоненты микроклимата. Перечислим и рассмотрим их подробнее.

Прежде всего, психологическая комфортность школьника в классе зависит от того как к нему относятся одноклассники.

Признаки психологической защищенности, ее качественные стороны имеют довольно широкие рамки: от уверенности подростка в том что его не обидят в классе, до непосредственной помощи в трудный момент со стороны одноклассников.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Значение нетрадиционных педагогических форм в дифференцированном обучении, проблематика вопроса и возможности развития
Основной сложностью в осуществлении дифференцированной технологии в обучающем процессе является то, что данная задача требует особой культу ...

Российское образование в 30–80‑х гг
Сложившаяся к началу 30‑х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. И.В. Сталин лично участв ...

Перспективно-тематический план по информатике при изучении редактора таблиц Excel
Контроль и учёт знаний. Контроль знаний проводится после полного прохождения курса, и может проводиться либо в устной форме, либо в виде те ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru