Педагогика и образование » Сравнительное изучение состояния словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией и у учащихся без специфических нарушений письма » Теоретическое обоснование методики логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией

Теоретическое обоснование методики логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией

Теоретической основой логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией явилось современное понимание процесса овладения детьми грамматическим строем речи в норме.

Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией.

Основные задачи логопедической работы заключаются в том, чтобы сформировать у младших школьников с дисграфией морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения, сформировать систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка, воспитать умение правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях.

Логопедическую работу по формированию системы словоизменения следует проводить в следующей последовательности:

1. Формирование системы словоизменения на уровне словосочетания.

2. Закрепление системы словоизменения на уровне предложения.

3. Закрепление системы словоизменения в связной речи.

На основании полученных результатов можно предположить, что с испытуемыми детьми с дисграфией по формированию словоизменения существительных необходимо работать над следующим:

1. Поиск оптимальных условий для формирования словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией.

2. Развитие функции словоизменения.

3. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

4. Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных единственного числа в следующем порядке: винительный падеж (нулевое окончание, окончание у, а-я), родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж (со значением орудийности).

5. Закрепление предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.

6. Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных множественного числа.

7. Закрепление предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

8. Формирование симультанного анализа и синтеза явления, то есть развитие способности мысленно представлять несколько явлений одновременно.

9. Уточнение и обогащение словарного запаса.

10. Развитие неречевых психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия.

При разработке содержания методики логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией были положены следующие принципы [22, 26, 29, 30]:

1. Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения). То есть формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное усвоение грамматического строя речи - это формирование морфологических и синтаксических обобщений, которые служат основой грамматически правильной речи.

2. Принцип учета «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому): процесс формирования словоизменения имён существительных осуществляется постепенно, с учетом ближайшего уровня развития грамматического строя речи, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

3. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (на начальных этапах работы).

4. Принцип учета психологической структуры процесса письма и характера речевой деятельности. В процессе формирования словоизменения имён существительных в данной методике ставилась цель не только сформировать умственные действия, но и практическое закрепление знаний и умений в устной речи.

5. Принцип комплексности. Дисграфия обусловлена недоразвитием устной речи, несформированностью языковых обобщений. Поэтому логопедическое воздействие при коррекции этого расстройств осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устной речи и письма).

6. Принцип системности. Предполагает формирование словоизменения имён существительных и в единстве со всеми компонентами речи, как единой функциональной системы.

7. Принцип деятельностного подхода. Методика логопедической работы строилась с учетом ведущей деятельности младших школьников, какой является учебная и игровая. При положительной мотивации, развитии умения самоконтроля.

8. Принцип поэтапного формирования психических функций. Предполагает постепенное усложнение речевого материала.

9. Онтогенетический принцип предполагает формирование функций с учетом этапов и последовательности их формирования в онтогенезе.

Последовательность коррекционного обучения определяется закономерностями появления форм в онтогенезе. Первоначально закрепляются продуктивные формы, рано проявляющиеся в онтогенезе. В дальнейшем работа должна проводиться с менее продуктивными и непродуктивными формами, и должна осуществляться их дифференциация.

Еще по теме:

Понятие социальная адаптация в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
По существу изучения проблема социальной адаптации личности находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим перспективным подходом в комплексном изучении человека. Сам термин исходит от латинского слова adaptatio – приспособление. В науке всегда существовала потребность в общеприн ...

Определение нетрадиционных педагогических технологий и их виды
Для того, чтобы раскрыть понятие нетрадиционной педагогической технологии, обратимся к термину «педагогическая технология». Существует множество определений этого термина различными авторами. Приведем один из них. «Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить ...

Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов на занятиях по дисциплине «Менеджмент»
Дисциплина «Менеджмент» входит в число профессионального цикла, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организации (предприятия), но и методы управления ими. Поэт ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0236