Нами была разработана и апробирована программа тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков.
Модель программы, содержит следующие компоненты:
Диагностический компонент: определение уровня толерантности подростков до и после проведения тренинговых занятий
Деятельностный компонент: подготовка и проведение тренинговых занятий.
Оценочный компонент: рефлексия
Программа содержит 4 этапа:
Диагностический этап
Цель: диагностика уровня толерантности подростков
Предполагаемый результат: Выявление уровня толерантности подростков
Были применены следующие диагностические методики:
Опросник эффективности воспитания толерантности у школьников-подростков П. Степанова;
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);
Анкета определения проявлений этнической толерантности подростков в школе.
2. Этап технической подготовки реализации программы
Цель: Проведение подготовки к реализации программы
Задачи:
Набрать группу подростков для тренинговых занятий
Выбрать удобное помещение для проведения занятий
Согласовать время поведения занятий
Приготовить необходимое оборудование
Предполагаемый результат: Готовность подростков к участию в тренинговых занятиях, наличие необходимого оборудования.
3. Этап реализации программы
Цель: воспитание толерантности подростков
Предполагаемый результат: более высокий уровень толерантности подростков
Этап реализации включает в себя четыре подэтапа: первый подэтап содержит 3 занятия, второй подэтап содержит 2 занятия, третий подэтап содержит 4 занятия, четвертый подэтап содержит 2 занятия, а так же заключительное занятие.
Таким образом, программа содержит 12 занятий.
Первый подэтап
Цель: познание себя, осмысление своего внутреннего мира
Предполагаемый результат: после реализации подэтапа подростки должны:
Осознать свой внутренний мир («Я люблю…», «Давайте встанем», «Я никогда…»);
Владеть навыками самоанализа («Коробочка с предметами», «Письмо далекому себе», «Рюкзачок успеха», «Волшебная лавка»);
Второй подэтап
Цель: принятие различий между людьми
Предполагаемый результат: после реализации подэтапа подростки должны:
Знать людей, населяющих планету Земля и принимать основные различия между ними («Народы Земли»);
Неравнодушно относится к проблемам другого человека («Слепой. Глухой. Парализованный», «Нашел на дороге»);
Третий подэтап
Цель: представление о понятиях «толерантность», «милосердие», «беженцы», «геноцид»
Предполагаемый результат: после реализации подэтапа подростки должны:
Представлять особенности толерантной и интолерантной личности («Что такое «толерантность», «Пантомима толерантности», «Лукошко»);
Осознавать необходимость проявления гуманного отношения к окружающим и эмпатии по отношению к нуждающимся («Колесо волшебных слов», «Совет Дворца милосердия», «Воспоминания»);
Четвертый подэтап
Цель: конструктивное взаимодействие, навыки сглаживания конфликтов
Основные направления коррекционно-логопедической работы
Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и сем ...
Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств
у детей младшего школьного возраста
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явили ...
Наказание как негативное подкрепление
Наказание (негативное подкрепление) используется для снижения неприятной (отрицательной) активности. Но наказание должно иметь второй этап – информацию о желательном поведении, об альтернативных действиях. Чаще других в качестве наказания используются выговоры, социальная изоляция и ответная плата ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.