Педагогика и образование » Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков

Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них, в то же время молодые не ощущают той остроты неприязни и непримиримости к людям других национальностей, которые порой возникают у взрослого поколения (дети больше и чаще забывают о национальности своих друзей, с которыми играют и учатся).

Особая роль в воспитании толерантности отводится социальному педагогу, от которого требуется владение культурой межнационального общения, свобода от старых догм и стереотипов, приверженность гуманистическим нормам межличностного взаимодействия, умение учитывать в своей деятельности специфику и традиции того региона, в котором он трудится.

Цель: разработать программу тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков, а так же определить ее эффективность в процессе реализации.

Объект: воспитание толерантности подростков

Предмет: тренинговая работа социального педагога, направленная на воспитание толерантности подростков

Гипотеза: Позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих тренинговые занятия социального педагога, может быть обеспечена, если

отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие

использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков

реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.

Задачи:

Анализ литературы по теме исследования: определение содержания и структуры этнической толерантности личности.

Отбор методов определения этнической толерантности подростков.

Изучение уровня толерантности подростков школы №53.

Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков.

Изучение результативности программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков, в процессе реализации.

Методики исследования:

Опросник уровня воспитанность толерантности у школьников-подростков П. Степанова;

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

Анкета определения толерантности подростков в школе.

Выборка:

В исследовании принимали участие:

15 подростков (6-8 класс) экспериментальной группы, участвовавших в программе тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности.

15 подростков (6-8 класс) контрольной группы, не посещавших специальные тренинговые занятия.

Еще по теме:

Отличительные черты двигательных умений и навыков
Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из хар ...

Театрализованная игра как один из видов игр дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...

Характеристика современных обучающих технологий и их развивающих способностей: недостатки традиционных методов
Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Объяснительно-иллюстративное обучение, составлявшее до недавнего времени основу учебно-воспитательного процесса в школе, не отвечает этому ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0169