Толерантность к представителям других культур и к обычаям и традициям народов в контрольной группе подростков, не посещавших специальные тренинговые занятия, не возросла.
Повторная диагностика контрольной группы показала, что среди учащихся, не посещавших тренинговые занятия, никаких динамических изменений не произошло.
Достоверность различий между экспериментальной и контрольной группой
Достоверность различий между экспериментальной группой подростков, участвовавших в программе тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности и контрольной группой подростков, не посещавших тренинговые занятия, обрабатывались непараметрическим критерием U – критерий Манна-Уитни.
Результаты различий между экспериментальной и контрольной группой представлены в таблице 7.
Достоверность различий по параметрам: социальная толерантность и толерантность как черта личности является случайной. Это говорит об относительной устойчивости этих показателей и значимо не изменяется за короткое время.
Из таблицы 7 видно, что достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами является не случайной по следующим параметрам: общая толерантность, толерантность к представителям других культур, толерантность к обычаям и традициям народов. Данные по параметрам: уровень толерантности и этническая толерантность приближается к уровню значимости, что говорит о тенденции.
Таблица 7.
Различия между экспериментальной и контрольной группой.
параметры |
«до воздействия» |
«после воздействия» | ||||
Среднее значение экспериментальной группы |
Среднее значение контрольной группы |
Уровень значимости |
Среднее значение экспериментальной группы |
Среднее значение контрольной группы |
Уровень значимости | |
Уровень толерантности |
26,2 |
26,5 |
-------- |
27,9 |
26,8 |
p ≤ 0,1 |
Толерантность к представителям других культур |
1,8 |
1,6 |
-------- |
3 |
1,6 |
p ≤ 0,05 |
Толерантность к обычаям и традициям народов |
1,5 |
1,3 |
--------- |
2,9 |
1,3 |
p ≤ 0,05 |
Этническая толерантность |
24,4 |
24,3 |
-------- |
25,8 |
24,5 |
p ≤ 0,1 |
Социальная толерантность |
32,6 |
32,1 |
--------- |
33,5 |
32,3 |
--------- |
Толерантность как черта личности |
32 |
32,3 |
--------- |
32,5 |
32,5 |
--------- |
Общая толерантность |
75 |
74,6 |
--------- |
78,5 |
74,2 |
p ≤ 0,05 |
Полученные результаты подтверждают гипотезу, что позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих специальные тренинговые занятия, может быть обеспечена, если
1) отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие
Система культурологической интеграции гуманитарных знаний
Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских ...
Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Л.С. Волкова, Н.С. Жукова в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонемат ...
Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте
Особенности самосознания, по мнению И.И. Чесноковой, зрелой, относительно сформировавшейся личности можно понять только на основе анализа этапов становления детского самосознания. В психологии нет единого мнения к периодизации становления самосознания. На проблему развития самосознания в детском во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.