Формирование точной деятельности, лежащей в основе трудолюбия, предполагает наличие высокого уровня интеллектуальных умений, а для этого необходимы отличные знания - полные, глубокие и точные.
Суть формирования точных знаний в процессе усвоения материала заключается в их развитии, в переходе от простых форм к более сложным, от умения воспроизвести знания к умению применить их в сходной ситуации по образцу, то есть в переходе на основе приобретенных знаний к творческой деятельности.
Более высокий уровень точности знаний достигается, если познавательная деятельность, направляется не столько на усвоение и воспроизведение готовых знаний, сколько на самостоятельное оперирование ими в различных ситуациях учебного процесса.
Наряду с восприятием готового критерия знаний, адекватного по точности материалу, преподносимому учителем, точность знаний предусматривает творческий элемент, предполагая сознательность и трудолюбие как одно из своих условий. Ведь не будучи в той или иной мере сознательным, нельзя быть ни трудолюбивым, ни точным. Определенный уровень овладения одним из перечисленных взаимосвязанных признаков неизбежно влечет за собой соответствующий ему уровень другого признака; на воспроизводящем уровне овладения признаками, возможно, их значительное отставание друг от друга, на более же высоких уровнях такого расхождения быть не может.
Точность и сознательность предстают как две стороны единого процесса познавательной деятельности ученика. Что касается наивысшей степени точности знаний, то о ней можно говорить при условии способности учащихся внести что-то свое, новое, приблизить логику своей познавательной деятельности к логике научно-исследовательской работы, действовать на основе собственного понимания, личных установок, руководствоваться сложившимися в их сознании критериями точности знаний. Только тогда, когда ученик в высокой степени в соответствии со своим уровнем развития осознает изучаемый материал, точность его знаний достигает того уровня, который является одним из решающих условий эффективности обучения и воспитания трудолюбия.
Чем больше совершает ученик на уроке мыслительных операций (сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение и т.д.), тем интереснее происходит у него процесс запоминания, тем прочнее усваивается то, о чем рассказывает учитель.
Но сами по себе точные знания не могут формировать трудолюбие. В качестве основы его воспитания они выступают только тогда, когда их используют определенным образом, когда «ни становятся инструментом деятельности школьника и включаются в его учебный процесс как средство для реализации стоящей перед ним цели, для развития соответствующих методов мышления.
Содержание и методы обучения и воспитания учащихся несут в себе заряд трудолюбия. Но этот заряд измеряется не столько знаниями, умениями и навыками, сколько способностью углубленно мыслить, чувствовать, созидать. Это не значит - не заботиться о знаниях в процессе обучения. «Учить и забывать - значит разрушать память», - гласит известное правило дидактики. Поэтому учитель стремится в основу содержания обучения положить принципы гуманности, народности, которые не дают возможности быстро забывать изученное, а содействуют передаче стереотипов из поколения в поколение. Сейчас изменяется дидактика в сторону использования полученных знаний как оружия познавательной деятельности. Этим самым знания приобретают действенный характер.
Воспитание элементарных навыков учебной деятельности
С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать свое место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвеча ...
Виды работ по орфографии
Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство прав ...
Образовательная поддержка социального
проектирования
Прототипом для схем образовательной поддержки социального проектирования могут выступать схемы организации образовательных программ в рамках программы дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала», реализуемой с 2001 года и накопившей значительное ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.