Введенный в школу стандарт образования подразумевает обязательное творчество в его осуществлении. Для этого предлагаются вариативные программы, разные технологии, различные учебные пособия. Учитель не сковывается единым учебным планом и программой. У него появляется выбор, который определяется возможностями самого учителя и возможностями среды, в которой находятся учащиеся и в целом школа.
Только сплав образования и нравственности формирует нравственно-трудолюбивую личность.
Таким образом, учебная деятельность содержит основы, позволяющие готовить учащихся к участию в общественно-полезном труде, формировать их мышление, необходимое для трудолюбивого человека.
Учебная деятельность имеет свою специфику. Во-первых, это целенаправленный процесс, систематически регулируемый требованиями извне, со стороны обучающегося; во-вторых, это процесс, зависящий от условий обучения, но определяющий ими неоднозначно, а в зависимости от особенностей личности учащихся, от их отношения к данному виду учебной деятельности. Учебная деятельность учащегося - это познавательная деятельность, направленная на изменение его собственного опыта. Учебно-познавательная деятельность протекает тем эффектнее, чем активней в ней участвует мышление учащихся.
Для воспитания трудолюбия необходимо так организовать деятельность учащегося, чтобы она была направлена на осознание и разрешение учебно-познавательной проблемы.
Уровень самостоятельности и активности при выполнении учебных и трудовых знаний зависит от степени овладения учащимися приемов самоконтроля. Без самоконтроля не может быть самостоятельной работы. Самоконтроль - качество личности, связанное с проявлением ею активности и самостоятельности, структурный элемент процесса воспитания трудолюбия и самовоспитания, к функциям которого относится управление человеком своей деятельности и поведением. Он дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, корригировать их, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от не желательных действий, неправильных поступков.
Наиболее эффективной формой организации учебного процесса по воспитанию трудолюбия учащихся является самостоятельная работа. Самостоятельная работа, как отмечают многие педагоги, - сложное дидактическое образование, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося. По отношению к преподавателю самостоятельная работа-это и метод обучения, и средство обучения, и форма взаимосвязанной деятельности.
Детализируя общую логику протекания процесса самостоятельной учебно-познавательной деятельности и трудовой деятельности человека, можно выделить в них наличие следующих умений:
1) выбрать цель, увидеть задачу;
2) выбрать пути и средства для решения задачи;
3) применить усвоенные знания и навыки в практической реализации решения задачи.
Одной из основных отличительных черт человека является присущая только ему осознанная и целенаправленная деятельность, причем любая деятельность.
Основными элементами любой деятельности являются:
- мотивы, которые побуждают человека к деятельности;
- цели как результат, на достижение которых направлена деятельность;
- средства, с использованием которых осуществляется деятельность.
Навязанная работа, выполняемая в порядке приказа, не может дать желанных результатов в школе, семье, вообще в жизни. Вот почему так ценно внести во все аспекты школьной работы мотивацию; создать трудовую школу, «школу жизни», использующую трудовые методы воспитания.
Межпредметные и внутрипредметные связи, способы их реализации
В данной теме межпредметные связи реализуются на уроках физики по ряду вопросов. Первые сведения по электростатике учащиеся получают на уроках природоведения. В учебнике довольно подробно в увлекательно форме описаны сведения об опытах Ломоносова по наблюдению за атмосферным электричеством и описан ...
Занятия конструированием в дошкольных
образовательных учреждениях как фактор развития пространственных представлений
старших дошкольников с задержкой психического развития
Данный анализ проводился на основе экспериментального изучения детей с ЗПР старшего дошкольного возраста ДОУ №183 численностью 15 человек. В ходе обследования речевого развития детей с нарушениями звукопроизношения выявились следующие особенности: Ход речевого развития у всех детей проходил в соотв ...
Понятие «координационных способностей»
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека. Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век научно-технической революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, к ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.