Педагогика и образование » Развитие самосознания младших школьников в процессе обучения на основе разработки индивидуальной программы » Проблемы самосознания в психологии и педагогике

Проблемы самосознания в психологии и педагогике

Страница 1

Любой из нас в жизни хоть раз задавал себе вопрос "Кто Я?" этот вопрос сугубо индивидуален, обращён внутрь личности, на него нельзя ответить объективно. Ведь каждый человек имеет свою внутреннюю структуру, которая определяется его индивидуальностью, руководит мыслями, поступками, одним словом каждый имеет своё "Я".

Система всех представлений о себе, на основе которой человек строит взаимоотношения с людьми и относится к себе, называется "Я" - концепцией. Она выступает итогом работы самосознания человека. Поведение человека всегда, так или иначе, соотносится с его представлением о себе, и о том, каким он должен, хотел бы быть.

Изучение самосознания представляет теоретический и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Человеческое "Я" явление социального и психологического порядка. Многообразие вопросов, порождает и множественность определений "Я", которые совсем не обязательно являются альтернативными, взаимоисключающимися. В психологическом словаре представлена следующая трактовка "Я": "Это компонент личности, отношение индивида к себе, включающее представление о своей индивидуальности; определённое единство интересов, склонностей; определяет самооценку и самоуважение".

"Я" является продуктом самосознания, которое в свою очередь, трактуется в различных источниках по-разному. С.Л. Рубинштейн говорит, что самосознание – это личность как "Я", которая в качестве субъекта сознательно приписывает себе всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя ответственность за них, в качестве автора и творца.

И.С. Кон определяет самосознание как совокупность психических субъекта деятельности. А его представление о себе складываются в образе "Я".

Мы же будем придерживаться следующего определения самосознания, как наиболее полного и четкого по И.И. Чесноковой: "Самосознание, – осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям, мыслям. Оно выражается в смысловой оценке субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков."

Вопрос человеческого сознания имеет большую историю. Впервые анализ человеческого "Я" в научной психологии был связан с развитием естественнонаучного мышления и борьбой против идеализма. Психологи XIX века видели в "Я" чувственный образ, формирующийся на основе самоощущений и закрепленных памятью ассоциаций.

И.М. Сеченов писал о самоощущении ребенка от своего тела. Он так же говорил о том, что внутри ребенка рождаются ощущения, из которых выходят действия. Единственное, что в этой теории не наблюдается социальных аспектов самосознания, а рассматривается лишь психофизиологический и ассоциативный подход.

Психологи долго рассматривали развитие самосознания с чисто внутренних врожденных факторов и недооценивали обусловленность его социальным влиянием, собственной практической деятельностью, в которой формируется и проявляется самосознание. Уильям Джемс впервые разделил "Я" на:

материальное "Я", включающее тело, одежду, собственность;

социальное "Я", признание человека окружающими;

духовное "Я", как совокупность психических способностей и склонностей;

- собственно Я, т.е. направленность личности (говоря современным языком).

В начале XX века социолог Чарльз Хортон Кули выдвинул теорию "зеркального "Я". Согласно этой теории, "идея "Я" у каждого человека складывается под влиянием мнения окружающих и включает три компонента:

Представление о том, каким я кажусь окружающим.

Представление о том, как другой меня оценивает.

Связанная с этими двумя компонентами самооценка (чувство гордости или унижения).

Эта теория, представляя "Я" пассивным в общении, дает возможность развиваться другим теориям.

Значительный шаг вперед в переосмыслении природы самосознания был сделан известным французским психологом П. Жане. Исходный принцип концепции Жане заключается в признании того факта, что психика человека обусловлена процессом социального взаимодействия. Люди объединяются при осуществлении определенной общественно полезной цели, сотрудничают друг с другом. В коллективной деятельности и общении человек интериоризует установки, позиции других людей в отношении к внешнему миру и к себе. Подход Жане к самосознанию как к существенному свойству личности, формируемому в системе сложных социальных связей, сыграл значительную роль в дальнейшем развитии материалистических представлений о природе самосознания.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Виды чтения
Вопрос о видах чтения в настоящее время является наиболее разработанным и одновременно терминологически наименее устоявшимся. В исследованиях ученых мы можем найти много названий видов чтения. Их огромное количество можно объяснить тем, исследователи предлагают самые разные классификации видов чтен ...

Метод проектов в реализации элективного курса
Реализация элективных курсов предполагает владение педагогом на высоком уровне педагогическим технологиями, в том числе, технологиями проектирования. Метод проектов становится ведущей технологией обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е г ...

Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадца ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0117