Идеи П. Жане о социальной детерминации самосознания развил в своей работе, социально-психологической концепции Джордж Гербарт Мид – родоначальник интеракционистской ориентации в социальной психологии, представляя самосознание, как процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чем богаче структура жизнедеятельности, тем шире круг социальных принадлежностей индивида, а значит и диференцированнее его самосознание.
Важнейшую роль в целостности личности человека играет Я - концепция, которая представляет собой относительно устойчивую более или менее осознаваемую, переживаемую как неповторимую систему представлений о себе самом, на основании которой человек строит взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Я - концепция включает компоненты:
когнитивный
аффективный
поведенческий
Когнитивный компонент включает осознание своих особенностей, качеств, свойств, которое в большей или меньшей степени объективно или субъективно. Самыми устойчивыми характеристиками когнитивного компонента Я - концепции являются пол, возраст, социальные роли. В младшем школьном возрасте наиболее интенсивно проявляется рост именно когнитивной составляющей образа "Я". Это происходит путем восприятия и переработки информации о себе. В этом возрасте ребенок уже вполне способен анализировать, изучать свое поведение, свои установки, активно накапливать представления о себе.
Аффективный компонент Я - концепции включает эмоционально-оценочное отношение к себе, что выражается в самооценке, которая довольно устойчива. Самооценка складывается посредством сопоставления "Я"- реального (какой Я есть) и "Я"- идеального (каким Я хотел бы быть), и если расхождение между ними велико, то человек склонен ощущать дискомфорт.
Поведенческий компонент Я - концепции – это последовательное поведение и поступки человека, определяемые его представлениями о себе и самоотношении, складывающимися на основе оценки выделяемых в себе качеств и свойств.
Р. Бернс отмечает, что сознание себя как некоторой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками, может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования. Представление о своем физиологическом облике является одной из главных составляющих Я - концепции каждого человека.
Т. Шибутани рассматривал Я - концепцию в соотношении с Я- образом. Он говорил о том, что каждый человек должен сформировать Я- образ, т.е. представление о себе, и как человек выглядит в глазах других людей, включенных в соответствующую ситуацию. Я-образы возникают тогда, когда появляются препятствия в действии. Человек осознает себя в качестве особого объекта, зависимого от других при выполнении какой-либо деятельности. Он является членом определенной кооперации, где все действия друг друга взаимосвязаны и он должен тщательно предусмотреть такой способ поведения, который бы не оттолкнул их от него. Формирование Я-образов, есть распространение приспособительной тенденции. Осуществление совместного действия находится под непрерывным, основанном на Я-образе самоконтролем. Самоконтроль – это возвращенная форма поведения. С её помощью человек реагирует на образ самого себя и в связи с этим направляет свое поведение в определенное русло. Сознательное поведение, регулируемое Я-образом – конструктивно, динамично. Т. Шибутани отмечает, что Я-образы специфичны, изменчивы от одной ситуации к другой и делает вывод, что развитие сознательного поведения – это последовательный процесс, в котором человек реагирует на ряд Я – образов. Каждый человек может определить самого себя как особое человеческое существо, с присущим только ему набором качеств. Он говорит о том, что если гибкость координации основана на способности людей, формировать Я-образы, то относительное постоянство человека, определенность линий поведения его обеспечивается Я - концепцией. В Я - концепции как пишет, Т. Шибутани содержится оценка личностью самой себя и отражается более или менее адекватно уровень собственного достоинства, в связи со спецификой которого человек может испытывать такие крайние состояния, как чувство неполноценности или чувство неоправданного превосходства. В самой Я - концепции как устойчивом и определенном образовании он видит наличие изменчивых, развивающихся моментов. Автор выделяет различные уровни ее осознания Я - концепция формируется, уточняется, укрепляется постоянно в процессе взаимодействия людей друг с другом. Я - концепция подкрепляется реакциями других людей на внешность, как нечто другое, способна вызвать совершенно определенную социальную реакцию. Это оказывает сильное влияние на формирование самовосприятия индивида.
Размышления о целостности гуманного педагогического процесса
Если ребенок в школе находится под сильным давлением авторитаризма, если там заставляют его учиться, то в семье у родителей, тем более не посвященных в психологические и педагогические тонкости, другого выхода не будет. Но вместе с тем у ребенка искажается мотив учения: он учится не ради самих знан ...
Белая Книга: постановка проблемы
Выход в свет 22 января 2003 года Белой Книги “Будущее высшего образования”, выпущенной Департаментом образования и профессиональной подготовки (Department for Education and Skills, DfES) и представленной в тот же день Парламенту, ознаменовал новый этап в реформировании высшей школы. Правительством ...
Содержание представлений о природе
Первый блок знаний — представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Конкретные признаки отдельных растений и животных, доступные сенсорному анализу их качества и свойства: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.