a = 1 ⇒x1 ≥ 1;
a > 1 ⇒x = 1.
Приложение. Список задач с параметрами, рекомендуемых для проведения дополнительных занятий по данной теме
Ниже предлагаются задачи с параметрами разного уровня сложности, для слабых и сильных учеников. Задачи с повышенной сложностью будут отмечены значком *.
Линейные уравнения
1. Решить уравнение при всех значениях параметра.
c - 2 = x + 2 (Какое значение будет иметь корень уравнения при ?
Ответ: х = с - 4,
⇒ .
2. Решить уравнение при всех значениях параметра.
x + 4 = a - 3 (Выяснить, при каких значениях параметра а корень уравнения равен -7)
Ответ: х = а - 7, х ≠ -7 ⇒ а ≠ 0.
3. Решить уравнение при всех значениях параметра.
b - 8 + 2x = 2b (Выяснить, при каких значениях параметра корень уравнения не равен 4,5)
Ответ:
4. При каких значениях параметра а уравнение (а2 - 6а + 5) = а - 1 имеет
1) один корень;
2) ни одного корня;
3) бесконечно много корней?
Ответ: 1) а ≠ 1; а ≠ 5;
2) а = 5;
3) а = 1.
Решить уравнения при всех значениях параметра (№5 - 11).
5. (2 - х)а = х + 1.
Ответ: а ≠ -1 ⇒ x = (2a - 1)/(1+a).
6. (а2 - 1)х = а + 1.
Ответ: а ≠ 1 ⇒ х = 1/(а - 1).
7.
Ответ: если а = 1 ⇒ ∅;
если а ≠ 1 ⇒ х = а.
8.
Ответ: если а = -2 ⇒ ∅;
если а ≠ -2 ⇒ x = 2.
9.
Ответ: а ≠ -2 ⇒ х = (а + 8)/3.
10.
Ответ: а ≠ -2 ⇒ х = 6/(4 - а).
11*.
Ответ: если а = 0 ⇒ R\{2};
если а = 1 ⇒ R\{2};
если а ≠ 0, а ≠ 1 ⇒ ∅.
Линейные уравнения с модулем.
Решить уравнение при всех значениях параметра (№1 - 6).
1. |x + a| = 2.
Ответ:
x = -a ± 2.
2. |x + 2| = a.
Ответ:
a < 0 ⇒ ∅;
a = 0 ⇒ x = -2;
a > 0 ⇒ x = -2 ± a.
3. |x + a| = 2 - а.
Ответ:
a > 2 ⇒ ∅;
а = 2 ⇒ х = -2;
4*. |3x - c| = |x + 2|.
Ответ:
с = -6 ⇒ x = -2;
c ≠ -6 ⇒ x1 = 0,5(c + 2), x2 = 0,25(c - 2).
5*. |x + 3| - a|x - 1| = 4.
Ответ:
a ∈ (-1; 1) ⇒x1 = 1, x2 = (a + 7)/(a - 1);
a = 1 ⇒x1 ≥ 1;
a > 1 ⇒x = 1.
6*. |x - a| + |x - 2a| = 3a
Ответ:
a < 0 ⇒ ∅;
a = 0 ⇒ x = 0;
a > 0 ⇒ x1 = 3a, x2 = 0.
7. При каких значениях параметра а уравнение x + 2 = a|x - 2| имеет единственный корень? Найти это решение.
Ответ: a ∈ (-1; 1] ⇒x = (a - 2)/(a + 1).
(Возможен графический способ решения).
8. При каких значениях параметра b уравнение b|x - 3| = x + 1 имеет единственное решения? Найти это решение.
Ответ: b ∈ (-1; 1] ⇒x = (3b - 1)/(b + 1).
(Возможен графический метод решения).
9*. Выяснить, сколько решений в зависимости от параметра а имеет уравнение
| x + 2 | = ax + 1.
Ответ: а = 0,5 ⇒
a ∈ (0,5; 1] ⇒∅;
а ∈ (1; +∞] ⇒ 1.
При каких значениях параметра а уравнение | x - a | - | 2x + 2 | = 3 имеет единственное решение? Найти это решение.
Ответ: a = -4, a = 2⇒ x = -1.
11*. При каких значениях параетра а уравнение | 2x + a | + 1 = | x + 3| имеет единственное решение?
Ответ: {-8; -4}.
12*. При всех а решить уравнение | x + 3 | - a| x - 1 | = 4. Определить, при каких а оно имеет ровно два решения.
Ответ: (1; +∞) при а = 1;
[-3; 1] при а = -1;
при а ∈ (-1; 1);
{1} при а ∈ (-∞; -1) ∪ (1; + ∞).
13*. Сколько решений имеет уравнение ax = |x| в зависимости от параметра?
Ответ:
а ≠ ±1 ⇒ х = 0;
а = 1 ⇒ х ∈ [0; +∞);
a = -1 ⇒ х ∈ (-∞; 0].
Линейные неравенства
1. Сравнить 3a и -а.
Ответ:
a < 0 ⇒ 3a < -a;
a = 0 ⇒ 3a = -a;
a > 0 ⇒ 3a > -a.
Для каждого значения параметра решить неравенство (№2 - 8).
2. cx > 2.
Ответ: с < 0 ⇒ x < 2/c;
a = 0 ⇒ ∅;
c > 0 ⇒ x > 2/c.
3. cx > -3.
Ответ: c < 0 ⇒ x < -3/c;
c = 0 ⇒ x ∈ R;
c > 0 ⇒ x > -3/c.
4. cx ≤ 2.
Ответ: c < 0 ⇒ x ≥ 2/c;
c = 0 ⇒ x ∈ R;
c > 0 ⇒ x ≤ 2/c.
5. (c - 2)x ≤ -5.
Ответ: с < 2 ⇒ x ≥ 5/(2 - c);
c = 2 ⇒ ∅;
c > 2 ⇒ x ≤ 5/(2 - c).
6. 3(2a - x) < ax + 1.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...
Этапы формирования грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. 1. Подготовительный этап - ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого пере ...
Психолого-педагогические аспекты при решении задач с параметрами в средней
школе
«Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» - писал Я.А. Коменский в «Великой дидактике». Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических при ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.