1 балл - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят более 3 ошибок.
Уровни успешности:
5 баллов - хороший уровень.
3 балла - удовлетворительный уровень.
1 балл - недостаточный уровень.
Предлагаемые задания направлены на выявление особенностей нарушения письма и уровня развития письменной речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи. Письменные работы взяты из Сборника диктантов и творческих работ Л.И. Тикуновой, В.П. Канакиной [39].
Целью данного этапа исследования: изучить особенности нарушений письменной речи учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Исследование с учащимися проводилось в первой половине дня.
Проведя первичную диагностику, по выявлению особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы, мы получили следующие результаты.
При анализе данных по первому заданию «Списывание с печатного текста» результаты были следующими:
1. Экспериментальная группа.
Хороший уровень успешности: к нему было отнесен 1 ребенок.
Удовлетворительный уровень: 4 ребенка.
Недостаточный уровень: 5 детей.
Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык списывания. Наблюдаются ошибки следующего порядка:
орфографические ошибки: сриди – среди, лиственица – лиственница, хвая – хвоя, савсем – совсем;
дисграфические ошибки: клюны – клены, смешные – смешанные, красивы – красивые, деревьяв – деревьев.
2. Контрольная группа
Хороший уровень: 1 ребенок.
Удовлетворительный уровень: 5 детей.
Недостаточный уровень: 4 детей.
Наблюдаются ошибки следующего порядка:
орфографические ошибки: кагда – когда, лиственица – лиственница, сваими – своими,
дисграфические ошибки: ласкавые – ласковые, лисьтья – листья, белостваные – белоствольные, смешанние – смешанные.
Графически результаты экспериментальной и контрольной группы приведены на рисунке 1.
Рис.1. Результаты диагностики уровня успешности контрольной и экспериментальной группы по заданию 1 «Списывание текста»
Из рисунка 1 видно, что уровень детей контрольной и экспериментальной группы примерно одинаковый.
При анализе второго задания «Изложение» результаты были следующими.
1. Экспериментальная группа.
Хороший уровень успешности: К нему не было отнесено ни одного ребенка.
Удовлетворительный уровень: 5 детей.
Недостаточный уровень: 5 детей.
Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык написания изложения. У половины детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. У другой части детей наблюдались пропуски нескольких моментов действия, смысловые несоответствия, что привело к нарушению связности рассказа. Многие дети неправильно применяли слова, выпускали целые фрагменты действия, писали несколько предложений в одно. Количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:
орфографические ошибки: важак - вожак, вакруг - вокруг, Ани –они, триугольником – треугольником.
Дисграфия на основе нарушения фонематического анализа и
синтеза у младших школьников
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока: деле ...
Принципы воспитания в системе А.С. Макаренко
Известный советский педагог и писатель. Принципы воспитания по Макаренко. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие ...
Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой
деятельности
Без специального обучения предметная деятельность становится у умственно отсталых детей ведущей лишь к старшему дошкольному возрасту. Вместе с тем, она является исходной при формировании других ее видов. Поэтому обучение предметным действиям и ее формирование оказывается одной из центральных задач ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.