1 балл - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят более 3 ошибок.
Уровни успешности:
5 баллов - хороший уровень.
3 балла - удовлетворительный уровень.
1 балл - недостаточный уровень.
Предлагаемые задания направлены на выявление особенностей нарушения письма и уровня развития письменной речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи. Письменные работы взяты из Сборника диктантов и творческих работ Л.И. Тикуновой, В.П. Канакиной [39].
Целью данного этапа исследования: изучить особенности нарушений письменной речи учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Исследование с учащимися проводилось в первой половине дня.
Проведя первичную диагностику, по выявлению особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы, мы получили следующие результаты.
При анализе данных по первому заданию «Списывание с печатного текста» результаты были следующими:
1. Экспериментальная группа.
Хороший уровень успешности: к нему было отнесен 1 ребенок.
Удовлетворительный уровень: 4 ребенка.
Недостаточный уровень: 5 детей.
Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык списывания. Наблюдаются ошибки следующего порядка:
орфографические ошибки: сриди – среди, лиственица – лиственница, хвая – хвоя, савсем – совсем;
дисграфические ошибки: клюны – клены, смешные – смешанные, красивы – красивые, деревьяв – деревьев.
2. Контрольная группа
Хороший уровень: 1 ребенок.
Удовлетворительный уровень: 5 детей.
Недостаточный уровень: 4 детей.
Наблюдаются ошибки следующего порядка:
орфографические ошибки: кагда – когда, лиственица – лиственница, сваими – своими,
дисграфические ошибки: ласкавые – ласковые, лисьтья – листья, белостваные – белоствольные, смешанние – смешанные.
Графически результаты экспериментальной и контрольной группы приведены на рисунке 1.
Рис.1. Результаты диагностики уровня успешности контрольной и экспериментальной группы по заданию 1 «Списывание текста»
Из рисунка 1 видно, что уровень детей контрольной и экспериментальной группы примерно одинаковый.
При анализе второго задания «Изложение» результаты были следующими.
1. Экспериментальная группа.
Хороший уровень успешности: К нему не было отнесено ни одного ребенка.
Удовлетворительный уровень: 5 детей.
Недостаточный уровень: 5 детей.
Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык написания изложения. У половины детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. У другой части детей наблюдались пропуски нескольких моментов действия, смысловые несоответствия, что привело к нарушению связности рассказа. Многие дети неправильно применяли слова, выпускали целые фрагменты действия, писали несколько предложений в одно. Количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:
орфографические ошибки: важак - вожак, вакруг - вокруг, Ани –они, триугольником – треугольником.
Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи
В данном пункте раскрывается методика формирующего эксперимента детей трех средних групп: 1-я экспериментальная (1ЭГ), 2-я экспериментальная (2ЭГ) - 3 и контрольная группа (КГ). Наше обучение опиралось на результаты исследований, проведенных ранее в лаборатории развития речи Института дошкольного в ...
Проявление познавательного интереса в младшем школьном возрасте
В данной главе будет дана подробная характеристика специфических особенностей познавательных интересов младших школьников. Как уже было выяснено в предыдущей главе, при поступлении ребенка в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качес ...
Психолого-педагогические особенности мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.