Педагогика и образование » Воспитание согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию » Психолого-педагогические аспекты понятия "согласованные действия"

Психолого-педагогические аспекты понятия "согласованные действия"

Страница 3

В старших группах детского сада самостоятельная деятельность детей всё чаще принимает коллективный характер. Её устойчивость зависит не только от наличия у детей соответствующих навыков, но и от умения участников приходить к общему согласию, обсуждая вопросы организации деятельности, реализации замысла, распределения ролей, обязанностей, возможного удовлетворения интересов партнёра.

По мнению Д.Б. Эльконина " .только в коллективе возникает необходимость договориться о совместных действиях, об общем замысле деятельности, о распределении обязанностей, о контроле за выполнением правил .".

Самостоятельная совместная деятельность детей нередко распадается потому, что у них оказываются несформированными способы сотрудничества, практичного воздействия друг на друга, умения прийти к общему согласию, поддержать предложение сверстника, согласованно действовать, отсутствуют ориентиры на состояние партнёров. Согласованные действия - действия, в которых достигнуто единство, согласие. Согласовывать - вырабатывать единое мнение по поводу чего-либо.

О.Л. Ведмедь указывает на то, что умение согласованно действовать - сложное качество, необходимое в любой совместной деятельности. Кроме того, умение согласованно действовать является одним из видов коллективной деятельности, в котором присутствуют в своём первоначальном виде основные компоненты коллективной деятельности вообще: умение намечать определённую цель, принимать общую задачу как свою личную; направлять свои действия на достижения единой цели, определённой коллективом детей; подчинять личные интересы общественным; согласовывать содержание деятельности, распределять задания между участниками совместной деятельности; ответственно относиться к выполнению своей части работы, согласуя свои действия с работай коллектива детей; умение заботливо относиться к товарищам, делиться своим опытом, оказывать помощь. Связь умений действовать согласованно с чертами коллективных отношений в основном выражается в том, что умения действовать согласованно являются основой для развития более сложных коллективных отношений. Наличие или отсутствие умений согласованно действовать у отдельных детей определяют процесс общения между ними в совместной деятельности.

По мнению А.П. Усовой, в игре формируется общественность - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Особенно важны для этого совместные игры, в которых дети самостоятельно устанавливают свои взаимоотношения .

Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием воспитательной работы.

Вопрос о формировании умений согласованно действовать при обучении детей на занятиях рассматривала Р.С. Буре. По ее мнению, при планировании воспитательных задач учебных занятий от воспитателя требуется предусматривать постепенное усложнение заданий, содержания деятельности, позволяющей объединять детей и передавать им необходимые способы согласования действий в совместной деятельности .

В.П. Залогина изучала двойной план взаимоотношений детей и показала два пути формирования детского коллектива: через игровой образ и через выполнение принятых в группе норм поведения. В ее опыте не было разрыва между игровыми и реальными взаимоотношениями. В игре проявлялась высокая культура поведения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствовало развитию дружеских чувств, сплачивало детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

Таким образом, формирование детского коллектива через игровой образ и через выполнение принятых в группе норм поведения, происходит постепенно, под влиянием воспитательной работы.

Педагогическое исследование З.В. Лиштван посвящено изучению проблемы воспитания дружеских взаимоотношений в строительных играх. В нём выводится важное теоретическое положение о том, что уровень дружеских взаимоотношений имеет непосредственную связь с уровнем развития строительной деятельности, организуемой воспитателем. З.В. Лиштван выделила следующие причины неправильных отношений которые могут складываться у детей в процессе стройки: неумение, согласовывать свои замыслы и действия (собственный замысел захватывает ребенка, не всегда может четко излагать свои мысли); отсутствие необходимых конструктивных умений; разный уровень строительных умений; особенности характеров детей (застенчивые, нерешительные и самоуверенные) и т.п. По мнению З.В. Лиштван воспитание у детей согласованных действий необходимо осуществлять на протяжении всего дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Формирование системного стиля мышления у учащихся в процессе реализации метопредметных связей
В плане методологии метопредметные связи дают учителю и ученику инструментарий, позволяющий организовать свою деятельность наиболее эффективным образом. Метопредметные связи обогащают методологический аппарат учителя и делают обучение более фундаментальным. Установление и обоснование связей между е ...

Особенности строения голосового аппарата, основные дефекты голосового звучания и причины их развития среди учащихся среднего возраста
Для правильного подхода к решению певческих и педагогических задач необходимо знать схему устройства голосового аппарата и его взаимосвязи с органами человеческого организма, принимающими непосредственное участие в процессе пения. Такими органами являются легкие, звукопроводящие и резонирующие поло ...

Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время. Структурирование с ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0093