Для изучения особенности проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры мы провели исследование на базе МДОУ детский сад комбинированного вида 131 г. Комсомольска–на-Амуре. В исследовании участвовало 40 детей шестого года жизни. Были определены две группы по 20 человек, одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.
Данное исследование состояло из двух этапов и контрольного среза:
1 этап – констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры.
2 этап - формирующий. На этом этапе при проведении строительных игр и занятий по конструированию в экспериментальной группе (20 человек) использовалась специальные формы, методы и приемы, направленные на развитие умения согласованно действовать у детей шестого года жизни.
С контрольной группой (20 человек) на формирующем этапе эмпирического исследования проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в строительный игры.
Контрольный срез. В этой части работы была осуществлена повторная диагностика уровня проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры в экспериментальной и контрольной группах, проведен сопоставительный анализ полученных результатов, позволяющий судить о правильности подобранных методов работы и об эффективности созданных условий для решения проблемы исследования.
Задача констатирующего этапа исследования состояла в изучении уровней проявления умений согласованно действовать при проведении строительных игр.
Для реализации данной задачи использовались следующие методы: индивидуальная беседа с детьми с целью выяснения стремления к совместной деятельности и уровень их представлений о совместной стройке; метод наблюдения, в процессе, которого фиксировали проявления умений детей согласованно действовать в строительной деятельности.
Констатирующий этап исследования состоял из двух серий.
Для определения уровня проявления умений согласованно действовать при проведении строительных игр в первой серии использовалась методика изучения пространственных ориентировок при конструировании (модификация Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной). Данная методика помогла проанализировать, как протекало взаимодействие детей по следующим признакам:
· умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как ониs это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
· как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
· как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
· осуществляют ли взаимопомощь по ходу работы, в чем это выражается.
Детям было предложено разделиться на пары. Каждая пара детей получила чертеж в обычном расположении, и попросили построить подобный домик совместно. Детям давалась следующая инструкция: "Будем играть в стройку так: первый раз А собирает, а Б делает точно так же, как А, а второй раз, наоборот, Б собирает, а А делает точно так же, как Б. Третий раз играете как хотите ". После любого построения экспериментатор спрашивал у каждого ребенка, все ли у них получилось; правильно ли А построил вслед за Б и наоборот; как больше понравилось играть и т.д. (разумеется, вместо А и Б назывались конкретные имена детей).
При этом детям пояснили, что сначала следует договориться, какой строительный материал они будут использовать, какие цвета они будут использовать, а только потом приступать к работе.
В протоколе фиксируют последовательность конструирования, речь, эмоции дошкольников.
В соответствии с данными критериями согласованных действий нами были разработаны примерные характеристики 3-х уровней умений детей согласованно действовать в строительной деятельности.
1 (низкий) уровень. Дети этого уровня не умеют договориться, распределять обязанности в стройке, не умеют вовремя помочь товарищу, не знают правила совместной стройки – 0-2 балла.
Научно-просветительная деятельность Абу Райхана Беруни
О ранних годах жизни Беруни сведений очень мало. Будущий ученый рано остался сиротой. Об этом он пишет в одном из своих автобиографических стихотворений: « Клянусь аллахом: не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца». Родным ...
Концепция здорового образа жизни школьников специального учреждения
Что же такое здоровье? Один человек не заболевает гриппом даже при эпидемии, на другого достаточно чихнуть, и он уже болеет. Один в полынью зимой попадает и даже насморка не получит, другой – погулял на морозном воздухе, и у него уже ангина. О первом говорили, что у него крепкое здоровье, о втором, ...
Опытно-экспериментальная работа по интеллектуальному развитию младших
школьников
Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие учащиеся находятся на недостаточно высоком уровне развития интеллектуальной одаренности. В связи с этим возникла необходимость развития одаренности у младших школьников в обучении. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.