Также Жарков А.Д. («Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема») выделяет функции развивающей анимационной программы для подростков:
Рекреативная – снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;
Развивающая – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.
Аксиологическая функция обеспечивает механизм усвоения подростками ценностных ориентаций.
Функция целеполагания – жизненный опыт возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность.
Культурообразующая функция отражает творческий характер заполняемого содержательными видами деятельности свободного времени подростков.
Обучающая функция основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих учащихся в образовательной деятельности в свободное время. Отличается постоянством и всеохватностью.
Воспитательная функция заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех сотрудников на поведение и деятельность подростков. Цель воспитания – привить человечность, гуманность, порядочность, т.е. высокую ответственность.
Функция анимации предоставляет личностный выбор деятельности и отношений. Анимация – педагогика понимания и посредничества, утверждающая отношения равенства.
Профориентационная функция в процессе обучения формирует у подростков устойчивый интерес к социально-значимым видам деятельности.
Компенсаторная функция – приобщение к тем личностно-значимым социально-культурным ценностям, узкопрофессиональным знаниям, умениям и навыкам, потребность в которых не удовлетворяется базовым образованием. Ориентирована на удовлетворение разнообразных интересов, увлечений подростков.
Коммуникативная функция заключается в передаче от человека к человеку различных и многосторонних социокультурных сведений.
Социально-защитная функция основывается на совокупности гарантий, которые предоставляются детям для нормального развития и существования: бесплатность образовательных, досуговых, информационных услуг, бесплатное обеспечение отдыха детей в каникулярный период, организация допрофессиональной подготовки.
Информационная функция охватывает чрезвычайно широкий спектр духовных ценностей, связанных с предметной и социальной деятельностью человека.
Диагностическая функция направлена на сбор необходимой информации о семье подростка, его взаимоотношениях в социуме и т.д.
Организационная - организация и руководство культурными, оздоровительными и спортивными мероприятиями, их дальнейшее распространение среди подростков.
Гальченко А.Б. («О типологии досуговых программ и не только») отмечает, что любая анимационная развивающая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:
– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
Методика организации лекционного занятия
В педагогической литературе рекомендуется использовать лекционную модель (расширенный план лекции), которая используется при чтении лекции. Лекционная модель может печататься в нескольких экземплярах, в ней расставляются все обходимые логические ударения, помещаются нужные иллюстрации. Вводную част ...
Различие проектной деятельности в младшем и старшем
подростковом возрасте
Мы считаем необходимым разграничить понятие метода проектов и проектирования как деятельности. Метод проектов возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским ...
Формы организации физического воспитания детей 5-7 лет
нарушением слуха
Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическо ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.