С целью реализации первого этапа – диагностическое изучение осуществлялось по разработанным компонентам и показателям. Основными методами диагностики выступали анкеты и опросники.
Для детального анализа протекания процесса адаптации пятиклассников использовалась методика С.В. Левченко «Чувства в школе».
Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников находящихся на подвозе и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.
Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса. (Таблица 1.)
Если на фоне одного – двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказывать помощь ребятам в адаптации.
Таблица1. Чувства в школе
|
Я испытываю в школе |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||||||
|
1. Спокойствие |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
|
2. Усталость |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
|
3. Скуку |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
4. Радость |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
|
5. Уверенность в себе |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
|
6. Беспокойство |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
7. Неудовлетворенность собой |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
|
8. Раздражение |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
|
9. Сомнение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
10. Обиду |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
11. Чувство унижения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
|
12. Страх |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
|
13. Тревогу за будущее |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | |
|
14. Благодарность |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
|
15. Симпатию к учителям |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
|
16. Желание приходить сюда |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального
обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников ...
Музыкальное воспитание и развитие мыслительной
деятельности дошкольников
Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж, вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребен ...
Генезис высшего образования: его цели и ценности
Среднее образование в Древней Греции было представлено двумя институтами: гимнасиями и эфебией (учреждением, завершающим систему среднего образования). Эфебия служила не столько целям образования (получению новой информации), сколько приобретению практических навыков. Юноши, проявившие способности ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.