А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”. В связи с этим одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мотивации обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. (останавливаться не буду)
Способствуют повышению мотивации к учению:
Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
Наглядность.
Творческие работы по разным темам.
Участие в конкурсах.
Научно – исследовательская деятельность.
Проектная деятельность учащихся.
Внеклассные мероприятия.
Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
Дифференциация (разноуровневые задания).
Использование различных педагогических технологий: -игровые, -личностно- ориентированные, -развивающие, -проблемное обучение, -компьютерные.
Интегрированные уроки.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению детьми правонарушений.
Таблица 1.
Этапы организации учебной деятельности |
Составляющие элементы повышения мотивации учебной деятельности |
Цели применения приемов |
Краткая характеристика приемов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Мотивационный |
Вызывание, возбуждение исходной мотивации |
Привлечение внимания к учебному материалу |
Создание проблемных ситуаций в начале урока; привлечение занимательного материала; применение наглядных и технических средств обучения; драматизация; использование неожиданной, неизвестной и противоречивой информации; эмоциональная насыщенность учебного содержания; создание эмоциональных ситуаций, использование техник эмоциональной разрядки, соревновательных и игровых моментов |
Формулировка и принятие учебной задачи |
Стимулирование учащихся на постановку определенных целей |
Разъяснение учащимся целей предстоящей деятельности; разработка совместно с нами плана предстоящих действий, плана урока; постановка целей на отдельных этапах урока; определение целей разрешения проблемных ситуаций | |
Операционно – познавательный |
Самоконтроль и самооценка возможности предстоящей деятельности |
Выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности |
Раскрытие значимости данной темы (раздела); создание ясной перспективы работы. |
Подкрепление. Усиление возникшей мотивации |
Сообщение информации о предмете знания |
Рассмотрение столкновения различных мнений; показ новизны фактов, достижений современной науки; эффект познавательного спора, интеллектуального конфликта во время усвоения учебного материала; сравнение различных точек зрения ученых на обсуждаемый вопрос; эффект удивления школьников занимательными фактами, парадоксальными опытами | |
Рефлексивно- оценочный |
Создание положительной мотивационной перспективы |
Стимулирование положительной самооценки продвижений у учебной деятельности |
Создание ситуаций успеха; указание учащихся на удачные, рациональные моменты их деятельности; организация ситуаций коллективной мыследеятельности; оценочные, подбадривающие обращения учителя, поддержание начинаний, инициативы школьников. |
Создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности |
Самооценка, рефлексия, прием открытого конца урока. |
Типы лекционных занятий
Лекция (от лат. lectio) - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для учреждений СПО, где на ее осн ...
Причины детской безнадзорности и беспризорности
В настоящее время существует комплекс сложившихся факторов, детерминирующих появление беспризорности как явления. Безнадзорные и беспризорные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов. Чувство страха, отчаяния у родителей увеличило опасность конфликтов между членами семьи. Критерием ...
Принципы государственной политики в области образования
Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.