Педагогика и образование » Развитие мотивационных факторов учебной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья как средство повышения ее продуктивности » Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности

Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности

Страница 5

Метод антиципации ценностей – это предвосхищение реакции учащихся на результат их деятельности. Проигрывание ситуации успеха еще до изготовления того или иного объекта приводит к внутренней организации, мобилизации активности учащихся, что помогает удерживать первичный мотив на протяжении всей деятельности. Часто школьники, определив в начале урока значимость для себя изготовляемого предмета, не могут сохранить ее до конца урока, тем более, если изготовление объекта занимает не один, а несколько уроков. В этом случае метод антиципации ценностей способствует мотивационной регуляции деятельности учащихся.

Метод эмоционального подкрепления – это формирование и укрепление положительных эмоций как в процессе деятельности, так и по достижении конечного результата. Ребенок, испытав однажды чувство эмоционального удовлетворения, стремится вновь пережить чувство эмоционального комфорта при взаимодействии с учителем по поводу новой задачи, которую тот перед ним ставит. Важно, чтобы эти чувства ребенок испытал в ситуации, когда результат достижения либо соответствует ожиданию учащихся, либо превосходит его, или же когда успех отмечен окружающими и близкими людьми. Данный метод способствует закреплению возникшего мотива деятельности.

Использование данных методов педагогического взаимодействия способствует лучшему проявлению индивидуальных особенностей мотивационных факторов деятельности учащихся, учитывая которые, педагогу будет легче понять потребности каждого ребенка, помочь ему в преодолении возникающих в процессе деятельности препятствий, способствуя тем самым построению школьниками мотива. Однако на каждом отдельном этапе урока для развития того или иного мотивационного фактора деятельности необходимо использовать определенные педагогические приемы.

Работа учителя по развитию мотивационных факторов деятельности чащихся должна проводиться дифференцированно, с учетом индивидуальных мотивационных проявлений умственно отсталых школьников. Для одних детей основное внимание необходимо сосредоточить на создании на уроке условий, способствующих формированию потребностей, связанных с достижением результата деятельности. В зависимости от причин, препятствующих актуализации необходимой потребности (отсутствие необходимых для успешной реализации

деятельности умений и навыков, неблагоприятные социальные отношения, отрицательное эмоционально-психологическое состояние при выполнении данного вида деятельности), учитель должен строить индивидуальную работу с тем или иным учеником.

Для других учащихся важно научиться сохранять эмоциональную устойчивость и работоспособность при столкновении в процессе деятельности с препятствиями. Таким детям, как правило, необходима поддержка учителя, вселяющая уверенность в собственных силах, в успех дела. Поэтому при работе с этими учащимися необходимо акцентировать внимание на развитие у них умения преодолевать препятствия, возникающие на пути к достижению цели.

У третьих мотив в процессе деятельности формируется. Однако и с ними необходимо проводить работу по развитию и укреплению таких мотивационных качеств, как сила (действенность) мотива, его устойчивость, а также осознанность. Целесообразно также позаботиться о том, чтобы мотивообразование происходило не только на уровне эмоционально-чувственных оценок, но и на уровне оценок сознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2224