Основной целью обучения информатики является формирование информационной культуры школьника. Основываясь на этом, решение коллегии Министерства Образования России № 4/1 от 22 февраля 1995 года утвердило переход к новой структуре непрерывного обучения информатике, в котором предлагается изучение основ информатики в три этапа.
Деление образовательных модулей на пропедевтический, базовый и профильный этапы обучения позволяет дифференцировать требования к знаниям и умениям учащихся, обеспечив при этом обязательное овладение учащимися базовыми знаниями и умениями в соответствии с минимальными требованиями к содержанию образования по информатике.
Первый этап – пропедевтический курс (5 – 7 классы), обеспечивает начальное знакомство учащихся с информатикой и информационными технологиями, основ логического и алгоритмического мышления. Формирование элементов информационной культуры происходит в процессе использования учебных игровых программ, тренажеров и т.д. освоение компьютера на первоначальном уровне.
Второй этап – базовый курс (7 – 9 классы). Содержание данного курса соответствует рекомендациям Министерства общего и профессионального образования России по минимальному содержанию образования по информатике, формирует информационную культуру школьников, прочное и сознательное овладение учащимися знаниями об информации и информационных процессах и следовательно формирование системно-информационной картины мира.
Основываясь на психолого-педагогических особенностях школьников данного возраста, теоретической части именно этого курса уделяется большое внимание преподавателями информатики. Естественно, что эффективность учебного процесса прямым образом зависит от того, какие мотивы учащихся главенствуют на определенном этапе развития. В данном возрасте у учащихся еще не совсем сформированы личные мотивы к учебе, но основным из осознанных мотивов у школьников базового курса является желание занять более высокую ступень в глазах своих одноклассников.
В этом возрасте школьники пока только пытаются определиться с выбором дальнейшей профессии, осознавая, что люди всему учатся, и что без этого нельзя стать ни врачом, ни летчиком, ни экономистом. Также они понимают, что с постепенным переходом к информационному обществу компьютер является практически неотъемлемой частью любого вида деятельности. На данном этапе развития ребенка игровые развивающие программы отходят на задний план. Основным становится более конкретное освоение пользовательских аспектов информатики. Учителя, работающие со школьниками 7, 8, 9 классов, стараются развивать у школьников как можно больше навыков пользовательской работы, опираясь на теоретические основы курса.
Третий этап – профильный курс (10 – 11 классы). Этот курс является средством дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению позволяет:
создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
У учащихся данной ступени образования уже сформированы определенные навыки и умения работы с компьютером, и основной задачей является развитие профессиональных навыков работы с компьютером.
В данной работе более подробно мы рассмотрим профильный курс, ориентированный на изучение информационных технологий.
Рассматривая все разнообразие возможностей окружающих нас можно выделить большое количество направлений в преподавании информационно-технологического профиля. Мы остановимся на трех направления, которые, на наш взгляд, более актуальны и интересны учащимся в настоящее время.
В настоящее время в образовании стараются не потерять одаренных детей, поэтому все большее распространение получают олимпиады по различным направлениям, предмет информатика не является исключением. Согласно закону «Об образовании» победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.
Принцип систематичности
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания. Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с ...
Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы
Остановимся более подробно на процессе постановки голоса, которая происходит через формирование комплекса основных вокальных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения (собственно пения), совокупность которых профессионально оснащает певца в его ...
Нравственное воспитание личности в творческом объединении "Фантазия"
Вот уже более 20 лет Россия живет в условиях беспрерывных реформ. Не утихают споры о путях дальнейшего развития страны. Политики, ученые и публицисты отстаивают и сопоставляют различные модели общественного устройства, всевозможные проекты реорганизации экономики, финансов, государственной системы. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.