Педагогика и образование » Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе » Методика работы по развитию письменной связной речи обучающихся начальных классов

Методика работы по развитию письменной связной речи обучающихся начальных классов

Страница 3

– воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной) .

Педагог Е. И. Тихеева большое значение уделяет руководству развитием речи детей, считая, что нужно содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения по возможности совершенными формами структуры речи; надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно развивающаяся речь облекается мыслью, и мысль будет питать язык .

Единицами связной речи считается рассказ, статья, роман, монография, доклад, отчет, а в условиях школы – развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение. В отдельных случаях в связной речи может быть приравнено отдельное предложение, если оно отвечает требованиям законченности, цельности (например, загадка).

Выделяют следующие виды упражнений в связной речи, принадлежащей самим учащимся:

– развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);

– различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся в основном отвечают указанным выше требованиям;

– записи по наблюдениям (если ведутся систематически);

– устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;

– устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану, сюжету;

– рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;

– импровизация сказок, начатки литературно-художественного творчества – сочинение стихов, рассказиков;

– письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных);

– перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения);

– различные виды драматизации, устного рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или собственных рассказов;

– письменное сочинение (разнообразных типов).

Среди видов упражнений значительное место занимают изложения и сочинения, относящиеся к числу творческих приемов развития письменной связной речи обучающихся. Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик рассматривают изложение как сочинение репродуктивного характера, отмечают некоторые особенности, связанные с выбором текста для различных видов изложений, языковым оформлением, его оценкой, а также с ходом проведения уроков обучения изложению. По мнению Т. Г. Рамзаевой, значимость работы над изложением становится сегодня как упражнения, приобщающее детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.

Изложения – это пересказы прочитанного. Они, как и сочинения, формируют и совершенствуют связную речь учащихся. Изложение образцовых текстов приучает детей логически мыслить, четко и ясно передавать содержание по плану, т.е. отбирать и располагать материал в соответствии со своим замыслом. Изложение позволяет ознакомить школьников с особенностями описания, повествования и рассуждения, дает образцы эмоционально окрашенной и деловой речи. Многие умения, связанные с написанием сочинений, дети приобретают в работе над изложением.

Изложение приобщает детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильной речи у детей, обогащают ее новыми словами и оборотами речи, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье, повышает культуру речи учащихся.

Изложение и сочинение в начальных классах носят обучающий характер, небольшие по объему. Проводить занятия по развитию связной речи (изложения и сочинения) рекомендуется примерно раз 10-15 дней.

На этапе обучения грамоте дети учатся пересказывать небольшой прочитанный текст с помощью вопросов и без них, составлять рассказы по собственным наблюдениям. В основном идет работа по развитию связной устной речи младших школьников, которая закладывает основные знания, умения и навыки для дальнейшей работы.

Обучающиеся знакомятся с понятием «речь» и ее значением в жизни, наблюдают за особенностями устной и письменной речи. Дети получают представления о тексте, учатся вычленять опорные слова в тексте, определять тему текста, выделять его части, озаглавливать. В дальнейшем дети получают понятие об изложении, тренируются в изложении текста по вопросам под руководством учителя. Затем детей учат составлять и записывать предложения (по вопросам) по сюжетной картинке, и только после этого первоклассники учатся в коллективном составлении небольшого рассказа (сочинения) о труде, играх, учебе, увлечении. К концу первого класса ученики должны уметь писать изложение текста в 30-45 слов по вопросам, составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Определение методики формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы
Целью формирующего эксперимента стало: формирование нравственных чувств детей старшей группы средствами художественной литературы. В качестве основных педагогических задач, решаемых нами при достижении поставленной цели формирующего эксперимента, выступили: 1. Знакомство с общими правилами нравстве ...

Педагогические принципы театральной педагогики
Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет о новых про ...

Главные направления критики бихевиористского подхода к модульному обучению
С самого начала возникновения бихевиористского варианта модульного обучения указывалось на непродуктивность использования его при обучении человека. В ряде работ отмечается, что формула стимул – реакция – подкрепление неадекватна человеческому поведению, она слишком груба для анализа процесса обуче ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.217