Педагогика и образование » Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе » Методика работы по развитию письменной связной речи обучающихся начальных классов

Методика работы по развитию письменной связной речи обучающихся начальных классов

Страница 4

Во втором классе требования к связной речи учащихся возрастают, несколько увеличивается степень самостоятельности младших школьников при выполнении творческих работ. Программа второго класса предусматривает:

– деление текста на логически законченные части их озаглавливание;

– составление под руководством учителя плана текста сюжетного характера;

– определение основной мысли в текстах, где она прямо не сформулирована;

– схему построения текста (начало, основная часть, заключение);

– изложение текста по готовому или коллективно составленному плану;

– сочинения (устные и письменные) по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту (об играх, наблюдениях за природой, экскурсиях и т.п.);

– постепенное включение в работу 2-3 предложений с описанием и рассуждением;

– написание короткого письма о своих делах, о своем классе, о друге и т.п

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь писать изложение и сочинение в 60-75 слов по коллективно составленному плану.

В третьем классе совершенствуются навыки составления плана прочитанного (коллективно и самостоятельно); вводится подробный и сжатый пересказ содержания прочитанного текста по плану; проводятся изложения (подробные и сжатые) по плану, составленному самостоятельно; продолжается и углубляется работа над сочинением: по картинке, о случае из своей жизни, об экскурсиях, наблюдениях и т.п. (с элементами описания и рассуждения).

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь писать изложения и сочинения в 90 – 100 слов по самостоятельно составленному плану. Данные навыки совершенствуются в течение четвертого года обучения, объем сочинений увеличивается до 100 – 120 слов.

Таким образом, в методике начальной школы приняты следующие виды упражнений по развитию связной речи:

– развернутые ответы на вопросы;

– записи по наблюдениям;

– устные рассказы учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу или концу и т.п.;

– письменные изложения образцовых текстов;

– перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказы и изложения и пр.) как устно, так и письменно;

– письменные сочинения разнообразных типов;

– статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, спектаклях, кинофильмах, т.е., в сущности, сочинения особых жанров;

– письма;

– деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.п

Программой предусмотрено:

– в 1 классе изложение под руководством учителя небольшого текста (30-40 сл.) по вопросам или данному плану из 2 – 3 пунктов;

– во 2 классе – изложение текста (40 – 60 сл.) по плану, составленному коллективно, из 3 – 5 пунктов;

– в 3 классе подробное и сжатое изложение текста из 70-90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменением формы;

– в 4 классе изложение текста из 90 – 120 слов.

От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Требования к тексту:

1) следует брать высокоидейные тексты, картины родной природы, достижения науки, техники, культуры. Темы должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.

2) тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, образами, требующими сложного и длительного разъяснения. Во всех случаях нужно хорошо понять содержание, идейный смысл, образы и язык передаваемого текста.

3) текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц (если текст сюжетный). Надо учитывать грамматические умения учащихся.

Изложения бывают разные по объему: от 10 – 15 минутных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1-1,5 – 2 часовых обучающих и проверочных изложений.

Сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Оно в школе занимает особое место: ему в известной мере подчинены многие другие упражнения, проводимые на уроках чтения и грамматики.

Сочинение – это творческая работа, оно требует самостоятельной мысли ребенка, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в составляемый текст. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

Сочинение при правильной постановке дела является эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное, пережитое, развивает наблюдательность, учит улавливать причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. ...

Общая характеристика страны
Что такое 24 часа в жизни Франции? Это - 2083 новорожденных, 108 пар, подписавших Pacs (брачный договор), 550 пластических операций, 14 мил ...

Современные технологии обучения физике
Научная основа традиционного обучения - ассоциативно-рефлекторная теория (концепция). Согласно этой теории, усвоение знаний, формирование у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved