Педагогика и образование » Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе » Методика работы по развитию письменной связной речи обучающихся начальных классов

Методика работы по развитию письменной связной речи обучающихся начальных классов

Страница 2

В рамках имитативных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность (выбор слов и других средств языка), и обобщение, и даже творчество (пересказы и письменные изложения с изменением и творческим дополнением, инсценирование, драматизация и др.). Существует набор приемов, типов ученических работ обучения речи «по образцам»: это многочисленные виды пересказа прочитанного текста, письменные изложения разнообразных типов. При всей популярности имитативного метода он лишь подготавливает обучающихся к другим методам развития речи.

Из коммуникативной функции языка выводится вторая группа методов развития речи – коммуникативные методы. Данная группа методов опирается на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает его ступени – и ситуативную, и мотивационную, и восприятие адресата, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов и типов упражнений: создание речевых ситуаций, речевые игры, походы и экскурсии, словесное рисование, ведение дневников, создание сюжетов по воображению и, конечно же, творческие попытки в прозе, стихах, драматических жанрах.

Данный метод формирует и реализует систему умений учащихся:

– связанные с темой сочинения, с ее пониманием, раскрытием;

– подчинить свое сочинение определенному замыслу;

– собирать, накапливать материал;

– в языковой подготовки текстов;

– составлять текст;

– совершенствовать написанное.

Методом развития речи, вытекающим из дидактической установки, являются новые способы деятельности обучающихся, их новые умения формируются на основе правил и закономерностей. Это метод конструирования текста, который опирается на закономерности языка.

Данный метод располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений, большинство из которых выполняют подготовительную или вспомогательную функции: они вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах:

Словарная работа (толкование значения слов, их оттенков, работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами, работа со словарями, исправление ошибок словоупотребления);

Работа над словосочетанием (составление словосочетаний с конкретными слова, проверка сочетаемости слов, введение словосочетаний в текст, обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения на предупреждение подобных ошибок);

Работа над предложением (составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов, составление предложений по схемам-моделям, распространение предложений, изменение их структуры, выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах, свободное составление предложений и фраз и др.);

Логическая работа (работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов природы по их признакам, построение обобщений и рассуждений, исправление логических ошибок);

Упражнения, опирающееся на теорию текста (моделирование структуры текста, отработка типов связей в тексте, составление текстов различных жанров, передача сюжета в диалогической форме).

Данные упражнения на основе конструктивных приемов носят учебный, тренировочный характер.

Все три группы методов лаконично сочетаются в работе обучающихся и учителя, создают базу для развития речи школьников, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики и с социальной деятельностью детей.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Речь – это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми. Развитие речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:

– словарную работу (обширный запас слов);

– формирование грамматического строя речи (умение выражать мысли простыми и сложными распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования геометрических представлений
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементам ...

Модель авторской педагогической технологии.Классификационные параметры
Модель моей педагогической технологии включает в себя элементы следующих технология: групповой, сотрудничества, игровой, уровневой дифференциации, “диалог культур”, проблемного обучения, Контроль знаний Шаталова. По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся + гуманис ...

Формирование представлений о форме
Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят набор шаров, строительные материалы, геометрическую мозаику и др. Играя с детьми, педагог с самого начала употребляет правильные названия геометрических фигур, но не стремится к тому, чтобы дети и ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2725