- комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы;
- оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1—7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п. 9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи;
- оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей; — выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, например экспертных оценок.
4. Метод решающих матриц заключается в построении матрицы Х-строк на У-столбцов, где X - список альтернатив решения, а У — перечень условий (внутренние и внешние факторы и параметры процесса), при которых принимаются решения. Применением матрицы в других сферах являются, например, выбор стандартных решений, разработка таблиц коэффициентов, констант, процентов, дисконтов и др.
5. Морфологический анализ заключается в разбиении проблемы на части и нахождении нескольких вариантов решения этих проблем с дальнейшим выбором наиболее оптимального. При использовании метода также строится матрица, где столбцы - это задачи решения проблемы, а строки — варианты решения. Трудность применения метода заключается в оценке вариантов по выбранным критериям.
6. Метод сценариев (или метод «если, то») - использует ситуационный подход к принятию стратегических решений. Метод базируется на итеративной (повторной) последовательности построения сценариев с целью выбора подходящей альтернативы управления. Сценарий - это гипотетическая картина последовательного развития в пространстве и во времени событий, составляющих эволюцию исследуемой сиcтемы (муниципальной). Целью метода является получение научно обоснованного прогноза для принятия решения. При построении сценария учитываются внутренние и внешние факторы. Из внутренних и внешних факторов можно выделить активные факторы, которые используются для управления системой (управляющие факторы). Остальные могут служить ограничениями (естественными - определяются конечностью различного вида ресурсов и законами развития, нормативными -связаны с правами и обязанностями субъектов социальных систем). При построении сценариев выбирается сценарный индикатор — это критичный к предельным состояниям системы параметр (критерии оптимальности системы - допустимый минимум продукта, допустимый максимум затрат). В методе используется процедура определения гарантированного прогноза, т.е. определение границ, за которые развитие системы выйти не может по объективным причинам, т.е. область допустимых знаний (ОДЗ). Для определения ОДЗ задаются максимально возможные значения параметров факторов, положительно влияющих на развитие системы, и минимальные значения факторов, препятствующих ее развитию. В этих условиях оценивается идеальное из допустимых состояний системы, т.е. ее потенциал. Для определения нижнего предела развития системы поступают наоборот.
При использовании любого метода этап генерации необходимо отделить от этапа анализа идей. Основной критерий отбора идей - решение выявленных проблем и достижение поставленных целей. Формализовать этот этап можно с помощью проведения коллективной экспертизы или метода расстановки приоритетов . активизация творческий мозговой штурм
История возникновения игр
Данный параграф посвящен вопросам возникновения и становления игр, необходимости использование игровых методик в жизни детей. Раскрывается такое понятие как «игра» с точки зрения мнений ученых разного времени. История возникновения игр как способа решения проблем, передачи информации о реальной дея ...
Яснополянская школа Л. Н. Толстого
В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразна ...
Значение уголка живой природы и его организация
Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.