Педагогика и образование » Сравнительное изучение состояния словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией и у учащихся без специфических нарушений письма » Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией

Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией

Страница 1

Начинать коррекционную работу следует с психотерапии, она является не вспомогательным, а одним из ведущих приемов коррекции расстройств письменной речи.

Основные задачи психотерапевтической работы при различных расстройствах заключаются в мобилизации ребенка на активное участие в коррекционной работе, повышении уверенности в себе, формировании адекватной самооценки, нормализации отношений со сверстниками.

Обучение и воспитание ребёнка должно строиться с учётом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развития личности ребёнка.

Нарушение письма у ребёнка при дисграфии носит системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведётся параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа на начальных этапах предусматривает применение наглядных методов, то есть обучение на основе речевых образцов, наблюдение за действиями логопеда, выполнение заданий по аналогии, с которыми в дальнейшем составляются другие задания. Применение практических методов, метода моделирования позволит уточнить представление учащихся о способах составления словосочетаний и предложений.

Использование словесного метода предусматривает беседу и объяснение логопедом заданий учащимся, важно использовать прием постановки вопроса к каждому слову, словосочетанию и предложению для закрепления пройденного материала.

Формирование и закрепление функции словоизменения осуществляется сначала в устной речи, в дальнейшем – в письменной речи.

У младших школьников с дисграфией нарушена как дифференциация грамматических форм по значению и формально-языковому выражению, так и выбор грамматической формы из парадигмы словоформ, поэтому развитие системы словоизменения должно быть направлено на уточнение грамматического значения и его связи с языковым оформлением морфемы, актуализацию слуховых и кинестетических образов морфологического состава словоформ.

С учётом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формирование словоизменения существительных необходимо проводить в следующей последовательности:

1).Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа. Дифференциация проводится в следующей последовательности:

формы множественного числа с окончанием - ы (стол – столы);

формы множественного числа с окончанием – и (мяч – мячи);

формы множественного числа с окончанием – а (дом - дома);

формы множественного числа с окончанием – jа (стул – стулья).

В процессе работы грамматической формы с той или иной флексией рекомендуется также определенная последовательность.

Например: последовательность на примере формы множественного числа с окончанием - ы:

а) словоформа с ударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основы форм слова (кот - коты);

б) форма множественного числа с безударным окончанием с одинаковой звуковой структурой основы (слива - сливы);

в) форма множественного числа с ударным окончанием, но с измененной звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.)- Например: лев - львы;

г) словоформа с безударным окончанием и с измененной звуковой структурой основы слова (дятел - дятлы);

д) дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

Здесь нужно обязательно отработать разные типы окончаний имен существительных множественного числа, так как именно многообразие этих окончаний и создает трудности. Для этого проводятся специальные упражнения, напоминающие игру в слова. При этом логопед называет одно за другим имена существительные в единственном числе, а ребенок – во множественном. При образовании множественного числа в одних словах полностью сохраняется основа слова, в других – происходит выпадение гласного звука в основе слова, в третьих – чередование согласных. На эти способы образования множественного числа нужно обратить внимание, а поэтому необходимо большее число повторений.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. ...

Общая характеристика страны
Что такое 24 часа в жизни Франции? Это - 2083 новорожденных, 108 пар, подписавших Pacs (брачный договор), 550 пластических операций, 14 мил ...

Современные технологии обучения физике
Научная основа традиционного обучения - ассоциативно-рефлекторная теория (концепция). Согласно этой теории, усвоение знаний, формирование у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved