Педагогика и образование » Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ » Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Страница 8

Обобщая результаты историко-теоретического анализа, можно утверждать, что в русской вокальной педагогике сложились свои методы, отражающие специфику певческой деятельности:

концентрический метод;

фонетический метод;

объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным;

метод внутреннего пения (пения на основе представления);

метод сравнительного анализа.

По названию метода можно судить о его сущности.

Концентрический метод. Основоположником этого метода, как и русской вокальной школы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М.И. Глинка.

Когда ставится цель развития певческого голоса, в вокальной практике принято ориентироваться, прежде всего, на метод обучения, получивший название «концентрический» (выражение «концентрический» принадлежит Н.И. Компанейскому, который в 1903 году впервые опубликовал «Упражнения М. И. Глинки для усовершенствования голоса»). Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.

Фонетический метод. Чаще всего указывается авторство А. Варламова. В какой-то мере им пользуются все педагоги, однако по-разному. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.

Каждая фонема, слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже в рамках одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса.

Фонетический метод в вокальной педагогике необходим не только для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, но и для исправления различных его недостатков, для чего используются определенные сочетания фонем. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования.

Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным.

Значительное место в работе с начинающими исполнителями занимает метод вокальной иллюстрации, или демонстрация музыкального материала голосом учителя, и воспроизведение услышанного по принципу подражания, что не исключает и методов воздействия на их сознание. Оба метода дополняют друг друга. С целью формирования у начинающих певцов способности к сравнительному анализу качества звучания певческого голоса можно использовать показ не только позитивный, но и негативный. По заданию музыкального руководителя учащиеся должны осознанно выбрать нужный вариант и обосновать его преимущества.

Применение объяснительно-иллюстративного метода, в сочетании с репродуктивным способствует не только вокальному, но и творческому развитию исполнителей. Их вокальное мышление постепенно будет преобразовываться: от подражания на уровне подсознания к осмыслению художественного образа и способов исполнения.

Метод мысленного пения.

Метод мысленного пения (пения про себя) – один из самых эффективных в работе с начинающими исполнителями. В практике музыкального воспитания он используется не только в вокальной работе, но и в процессе обучения игре на различных музыкальных инструментах.

Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения. Таким образом, слуховое внимание исполнителя делается направленным.

В работах многих педагогов и теоретиков говорится о необходимости использования этого метода. Так, И.П. Прянишников рекомендовал перед занятием представить мысленно интонацию и характер звука, особенно в момент его атаки. «Пение требует упорной старательности; оно требует от ученика умения учиться мысленно, если он не может этого делать голосом», - писал замечательный вокальный педагог П.Ф. Този.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Оценочная характеристика результатов обучения
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных знаний ...

Общие подходы к изучению мотивации учения
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней, вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению ...

Методические основы изучения обратных тригонометрических функций
Обучение – это, прежде всего, процесс целенаправленной, организованной, планомерной познавательной деятельности учащихся под руководством педагогов. Основная цель современной школы – создать такую систему образования, которая бы обеспечивала образовательные потребности личности в соответствии с её ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved 0.2067