Педагогика и образование » Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ » Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Страница 8

Обобщая результаты историко-теоретического анализа, можно утверждать, что в русской вокальной педагогике сложились свои методы, отражающие специфику певческой деятельности:

концентрический метод;

фонетический метод;

объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным;

метод внутреннего пения (пения на основе представления);

метод сравнительного анализа.

По названию метода можно судить о его сущности.

Концентрический метод. Основоположником этого метода, как и русской вокальной школы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М.И. Глинка.

Когда ставится цель развития певческого голоса, в вокальной практике принято ориентироваться, прежде всего, на метод обучения, получивший название «концентрический» (выражение «концентрический» принадлежит Н.И. Компанейскому, который в 1903 году впервые опубликовал «Упражнения М. И. Глинки для усовершенствования голоса»). Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.

Фонетический метод. Чаще всего указывается авторство А. Варламова. В какой-то мере им пользуются все педагоги, однако по-разному. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.

Каждая фонема, слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже в рамках одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса.

Фонетический метод в вокальной педагогике необходим не только для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, но и для исправления различных его недостатков, для чего используются определенные сочетания фонем. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования.

Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным.

Значительное место в работе с начинающими исполнителями занимает метод вокальной иллюстрации, или демонстрация музыкального материала голосом учителя, и воспроизведение услышанного по принципу подражания, что не исключает и методов воздействия на их сознание. Оба метода дополняют друг друга. С целью формирования у начинающих певцов способности к сравнительному анализу качества звучания певческого голоса можно использовать показ не только позитивный, но и негативный. По заданию музыкального руководителя учащиеся должны осознанно выбрать нужный вариант и обосновать его преимущества.

Применение объяснительно-иллюстративного метода, в сочетании с репродуктивным способствует не только вокальному, но и творческому развитию исполнителей. Их вокальное мышление постепенно будет преобразовываться: от подражания на уровне подсознания к осмыслению художественного образа и способов исполнения.

Метод мысленного пения.

Метод мысленного пения (пения про себя) – один из самых эффективных в работе с начинающими исполнителями. В практике музыкального воспитания он используется не только в вокальной работе, но и в процессе обучения игре на различных музыкальных инструментах.

Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения. Таким образом, слуховое внимание исполнителя делается направленным.

В работах многих педагогов и теоретиков говорится о необходимости использования этого метода. Так, И.П. Прянишников рекомендовал перед занятием представить мысленно интонацию и характер звука, особенно в момент его атаки. «Пение требует упорной старательности; оно требует от ученика умения учиться мысленно, если он не может этого делать голосом», - писал замечательный вокальный педагог П.Ф. Този.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 5.1226