Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации личности. Реализация Закона «Об общем среднем образовании РФ» требует поисков новых направлений по созданию образовательного пространства, соответствующего личностным запросам учащихся, их родителей, а также способствующих самовыражению, самоутверждению школьника. Успешность, пережитая ребёнком в школе, обеспечивает его дальнейший жизненный успех.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Само слово "вокал" в переводе с итальянского языка обозначает «голос». Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом, в то время как искусство пения гораздо сложнее и шире одного звуковедения. Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает наши эмоциональные состояния. В процессе пения принимает участие не только звук, но, и что не менее важно, - осмысленное слово. Вокал необходимо рассматривать как некий технологический процесс художественного пения, важнейший инструмент творчества, интерпретации идей, эмоций и смысловой нагрузки музыкального произведения, определяющий индивидуальную манеру исполнения. Занятие вокалом – это не только постановка голоса, это творческий процесс, который раскрепощает воображение творческого человека.
Русская вокальная школа накопила богатый опыт постановки и развития певческого голоса, который не только отличается оригинальностью и инновационностью, но и ориентирован на эффективность процесса для начинающих исполнителей с различными исходными вокальными данными и уровнем музыкальных способностей. Однако, весь комплекс достижений русской вокальной школы в процессе постановки голоса используется недостаточно и фрагментарно.
На современном этапе развития отечественной вокальной школы анализ проблем, касающихся развития голоса, рассмотрен в фундаментальных работах Емельянова В.В., Дмитриева Л.Б., Менабени А.Г., Морозова В.П. и других авторов. Методологическую основу исследования составили также фундаментальные работы в области педагогики и психологии П.И. Пидкасистого, В.А. Крутецкого, Б.П. Есипова, Ю.М. Колягина, Я.А. Пономарева, а также исследования в области теории и методики преподавания вокала В.А. Гусева, А Вейля, В.И. Мишина, А. Б. Василевского.
Г.П. Стулова указывает, что «воспитание всесторонне развитой личности должно включать в себя задачу овладения всеми богатствами тембрового, интонационного и динамического звучания голоса на основе правильного функционирования голосового аппарата в пении». Следовательно, проблема эффективной постановки голоса у начинающих певцов является актуальной и требует специального исследования. Взаимосвязанность речевого и певческого интонирования и артикулирования обусловливает обращение к богатому теоретическому и методическому опыту русской вокальной школы.
Всё вышесказанное выявляет актуальность темы нашего исследования «Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ»
Объектом исследования является русская вокальная школа.
Предмет исследования – процесс постановки голоса с использованием методик русской вокальной школы.
Целью исследования является выявление теоретических аспектов и методических средств русской вокальной школы для эффективного процесса постановки голоса начинающих исполнителей.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположениях о том, что постановка голоса начинающих вокалистов будет протекать наиболее эффективно если:
данный процесс будет проводиться последовательно, комплексно, на научной основе и опираться на классические методики постановки голоса русской вокальной школы;
постановка голоса будет осуществляться через формирование комплекса основных вокальных навыков;
неотъемлемой частью данного процесса будет овладение навыками создания выразительного сценического образа при исполнении вокального произведения, что является основой методик русской вокальной школы.
Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты и решались следующие задачи:
Выявить сущность и специфику процесса постановки голоса и проанализировать научные аспекты его осуществления.
Проанализировать историческую перспективу становления и развития русской вокальной школы, ее теоретические положения, возможности решения проблем постановки голоса.
Выделить комплекс эффективных методик русской вокальной школы по постановке голоса и проверить их в экспериментальной работе (на примере учащихся разных возрастных групп).
Методы исследования: анализ музыкально-психологической, музыкально-педагогической, специальной вокальной литературы по проблеме исследования; музыкально-педагогический анализ теоретического материала; опытно-экспериментальная работа, наблюдение, интерпретация результатов экспериментального исследования.
Ориентировка в пространстве и времени
Программа младшей группы предлагает учить детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. ...
Основные формы мышления
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на д ...
Индивидуальная работа учителя
В диагностике Ю.З. Гильбуха (психолог) отмечается, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее изученные в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.